Эксперты скептически расценивают перспективы строительства ответвления до Усть-Луги в рамках БТС-2.
Эксперты скептически расценивают перспективы строительства ответвления до Усть-Луги в рамках второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Комментируя появившуюся в СМИ неофициальную информацию о том, что соответствующие документы Минпромэнерго направило на рассмотрение в заинтересованные ведомства, аналитик ИК "Атон" Артем Кончин говорит, что целесообразность одновременной поставки нефти и в Приморск (конечная точка БТС-2) и в порт Усть-Луга сомнительна. Однако "есть споры вокруг этой теории", заметил эксперт. Он указал, что инфраструктура порта Приморск уже довольно подготовлена к приему планируемых в рамках БТС-2 поставок нефти, и не требует расширения. "Я, честно говоря, не вижу в ответвлении смысла. Возможно, проект одобрят по каким-то стратегическим понятиям, но, по большому счету, можно было бы обойтись и Приморском", - заключил эксперт.
В свою очередь аналитик "Брокеркредитсервиса" Екатерина Кравченко говорит, что самой "Транснефти" такая модификация проекта неинтересна из-за лишних, хотя и несущественных, расходов. Ответвление трассы до Усть-Луга выгодно Ленинградской области, так как увеличит поступления в ее бюджет и станет дополнительным стимулом к развитию.
Что касается "Транснефти", то, по мнению Е.Кравченко, в масштабах госкомпании "это не проект". "Ответвление потребует вложений самое большое нескольких миллионов долларов. Но вот с технической точки зрения это обременительно - за трубопроводом надо следить", - говорит эксперт. Это не очень сложно технологически, но потребует содержания дополнительного штата. "Понятно, что им не хочется этим заниматься в виду отсутствия какой бы то ни было отдачи", - отмечает она.
Оценивая шансы одобрения проведения в рамках БТС нитки до Усть-Луги, Е.Кравченко предположила, что они могут быть весомее до прихода нового руководителя в "Транснефть", пока налаживается работа назначенного кабинета министров. "Можно на этом (назначения в правительстве) сыграть. Пока все заняты глобально, в принципе вполне реально пролоббировать ответвление", - отмечает Е.Кравченко.
По неофициальным данным, Минпромэнерго подготовило проект распоряжения правительства РФ о сооружении ответвления в рамках БТС-2 до порта Усть-Луга, и сейчас он находится на согласовании в заинтересованных ведомствах. В Минпромэнерго РФ от комментариев на эту тему воздерживаются.
5 февраля 2007г. "Транснефть" утвердила декларацию о намерениях по техническому проекту дальнейшего расширения БТС по маршруту от Унечи (граница с Белоруссией) до порта Приморск, которое включает в себя строительство новой ветки трубопровода и увеличение пропускной способности специализированного морского терминала в Приморске на 50 млн т нефти. Первая очередь нового нефтепровода позволит увеличит мощность БТС до 125-130 млн т нефти в год, в проект также закладывается трубопровод, рассчитанный на 75 млн т в дополнение к существующим 75 млн т. Таким образом, проектная мощность обновленной БТС в перспективе составит 150 млн т нефти. Как сообщал в июне 2007г. возглавлявший на тот момент "Транснефть" Семен Вайншток, стоимость проекта БТС-2 оценивается приблизительно в 2,5 млрд долл.