ФАС РФ не связывает рост цен на плодоовощную продукцию со сговором участников рынка и иными злоупотреблениями.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) не установила фактов, которые бы вели к созданию дефицита плодоовощной продукции на территории России. К такому выводу пришли специалисты ведомства после проверки соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции, сообщает пресс-служба ФАС РФ. Среди исследуемых факторов, появление которых не было зафиксировано, выделяются злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения (согласованные действия), ограничения доступа производителей и продавцов плодоовощной продукции к оптово-розничной сети, а также административные и иные барьеры, необоснованно ограничивающие конкуренцию в системе оптово-розничной торговли плодоовощной продукцией. Отдельные злоупотребления антимонопольного законодательства были выявлены в Новосибирской области и Республике Коми.
Основные причины роста цен на плодоовощную продукцию в январе-апреле 2006г., как свидетельствует проверка, - отсутствие форм госконтроля за установлением предельного порога торговых надбавок на плодоовощную продукцию и отсутствие специализированных фермерских продовольственных рынков, реализация товаров на которых осуществлялась бы непосредственно сельхозпроизводителями без посредников. Также на цены на плодоовощную продукцию влияет постоянный рост арендной платы за места торговли и недобросовестность предприятий и индивидуальных предпринимателей розничной торговли плодоовощной продукцией. Кроме того, уровень цен на овощную продукцию напрямую зависит от сезонности выхода продукции. Наибольший размер цены устанавливается в феврале, марте, апреле и ноябре. Уменьшение приходится на июль-сентябрь.
ФАС установила, что в системе оптовой торговли плодоовощной продукцией на территории РФ осуществляет деятельность большое количество хозяйствующих субъектов. Рынки плодоовощной продукции являются конкурентными. Рост цен на плодоовощную продукцию по РФ не имеет выраженного среднего показателя, а размер роста зависит от географического положения региона, климатических условий, каналов поставки плодоовощной продукции, платежеспособности населения и других факторов, влияющих на формирование цен на указанную продукцию.
ФАС РФ провела проверки в Архангельской, Липецкой, Новгородской и Иркутской областях, Ставропольском и Приморском краях, Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе. К работе были привлечены федеральные органы исполнительной власти - Минсельхоз России, Минэкономразвития России, ФСТ России и МВД России.