Строительство верфей "Звезда-DSME" в Приморском крае планируется завершить к 2020г.
Строительство судостроительного комплекса крупнотоннажных судов "Звезда-DSME" планируется завершить к 2020г. Об этом сегодня в Петербурге сообщил журналистам президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков.
По его словам, проект реализуется в четыре этапа. Первый этап (постройка корпусно-заготовочного цеха) планируется завершить в 2013г. Также со следующего года планируется начало реализации второго этапа, предусматривающего строительство тяжелого стапеля.
На третьем и четвертом этапах, по словам А.Дьячкова, будет осуществляться строительство большого сухого дока и отдельно стоящей верфи в бухте Пяти Охотников, что позволит создавать верхние части и бетонные основания буровых платформ для арктического шельфа. Однако, по его словам, реализация данных этапов тесно связана с проектами "Ямал-СПГ" и "Штокман". "Как только мы поймем, что эти проекты будут реализованы, мы начнем достраивать наши верфи", - отметил он.
Напомним, что ОСК осуществляет на Дальнем Востоке два крупных проекта. Первый из них - строительство верфи "Звезда-DSME" - осуществляется совместно с южнокорейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering Co. Ltd. (DSME). Закладка верфей для российско-корейского предприятия состоялась в ноябре 2009г., срок окупаемости проекта составляет 10-12 лет. Общая стоимость проекта - 20 млрд руб. Весной 2011г. сообщалось о том, что ВЭБ предоставит кредит в размере 1 млрд руб. на строительство верфи для СП. При этом, комментируя тогда работу по реализации совместного с сингапурской Yantai Raffles проекта "Восток-Раффлс", экс-глава ОСК Роман Троценко сообщал, что данный проект финансируется как со стороны ОСК, так и со стороны сингапурских партнеров и банковского кредитования не требует. Срок окупаемости проекта "Восток-Раффлс" составляет 6-7 лет. При этом проект "Восток-Раффлс " первоначально планировался как верфь расположением в бухте Пяти Охотников. Предприятие было ориентировано на строительство судов для Штокмановского месторождения.
В конце августа ОАО "Газпром" сообщило, что договорилось со своими партнерами по реализации проекта освоения Штокмановского месторождения о невозможности его разработки в настоящее время из-за слишком высоких затрат. 30 июня 2012г. истек назначенный срок для подписания акционерного соглашения по Штокмановскому проекту. В связи с этим норвежская Statoil вернула Газпрому 24% участия в операционной компании Shtokman Development. 7 августа Statoil сообщила о формальном выходе из проекта и списании в связи с этим около 2 млрд норвежских крон (335 млн долл.) инвестиций. Кроме того, два представителя норвежской компании - Хельге Лунд и Тойгеир Кидланд - вышли из состава совета директоров Shtokman Development AG. В начале августа с.г. также появилась информация о возможном участии в проекте англо-голландской Shell вместо французской Total.
Акционеры неоднократно в течение нескольких лет переносили заключение инвестиционного решения по проекту. Срок действия старого акционерного соглашения - с участием норвежской Statoil и французской Total - истек 1 июля 2012г. Акционеры намеревались заключить к осени с.г. новое соглашение, которое должно было учитывать изменение технологической схемы разработки месторождения с переходом почти на 100-процентное производство сжиженного природного газа (СПГ) в рамках первой фазы освоения проекта.
В конце мая 2012г. президент РФ Владимир Путин не исключил, что Штокмановское месторождение может получить определенные преференции. Глава Газпрома Алексей Миллер позже отметил: "Президент сказал, что если потребуются какие-то дополнительные преференции Штокмановскому проекту, они будут предоставлены". Он уточнил, что в таком случае льготы должны быть предоставлены до принятия окончательного инвестиционного решения.
Штокмановское месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн т газового конденсата. Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет "дочка" Газпрома - ООО "Газпром нефть шельф". Партнерами Газпрома по реализации Штокмановского проекта являлись компании Total (25%, Франция) и Statoil (24%, Норвегия). Доля Газпрома в проекте составляла 51%.