Представитель Г.Тимченко: Терминал в Усть-Луге продолжает работать в тестовом режиме, соблюдая экологические нормы.
Терминал в порту Усть-Луга, вызывающий беспокойство экологов и парламентариев в Евросоюзе, продолжает работать в тестовом режиме с соблюдением экологических норм. Об этом РБК сообщил представитель бизнесмена Геннадия Тимченко, структурам которого принадлежат два нефтяных причала в Усть-Луге, Антон Куревин в ответ на просьбу агентства прокомментировать обращение депутатов Европарламента к российскому и германскому правительствам, а также президенту РФ. "Мы не комментируем инициативы отдельных европейских политиков. Инженерные сложности, возникшие в ходе строительства терминала, были устранены, а 23 марта терминал был запущен и продолжает работать в тестовом режиме в настоящее время", - сказал он.
По словам А.Куревина, нормы и требования экологического законодательства соблюдались во время строительства и соблюдаются в настоящее время. Сейчас на объекте ведется постоянный мониторинг ситуации, соответствующие государственные органы получают информацию о работе систем, установленных на причалах, в регулярном режиме.
Накануне сообщалось о том, что 12 европарламентариев написали письмо президенту РФ Владимиру Путину, главе российского правительства Дмитрию Медведеву и канцлеру Германии Ангеле Меркель, в котором просят приостановить работу нефтяных причалов в Усть-Луге. Свою просьбу депутаты Европарламента обосновали тем, что причалы 4 и 5, введенные в эксплуатацию 23 марта с.г., не были должным образом проинспектированы российскими властями и международными экспертами.
По словам официального представителя ОАО "Транснефть" Игоря Демина, за письмом депутатов Европарламента к российскому и германскому правительствам стоят лоббистские интересы перепродавцов нефти, а вовсе не реальная озабоченность экологической обстановкой в порту Усть-Луга. "Вопрос не столько в экологии, сколько в ущемлении интересов компаний-посредников на рынке нефти. Наверное, депутаты искренне считали, что их мотивами являются экологические проблемы. Но кто-то готовил это письмо депутатам и, скорее всего, это лоббисты интересов определенных групп", - предположил И.Демин.
Он пояснил, что с вводом в эксплуатацию нефтяного терминала в Усть-Луге на западном экспортном направлении впервые появился профицит мощностей и российские нефтяники сделали выбор в пользу БТС-2 (Балтийская трубопроводная система - 2) из-за более выгодных ценовых условий поставок. Например, в настоящее время наблюдаются существенные недопоставки нефти в Чехию, так как от этого направления отказались ЛУКОЙЛ и "Роснефть". А от этого проигрывают перепродавцы нефти.
"Кроме того, раньше весь транзит шел через Гданьск, а теперь через Усть-Лугу, и владельцы порта этим недовольны, так как теряют прибыль", - сказал И.Демин, добавив, что о вопросах экологии в Европе почему-то вспомнили именно сейчас, когда БТС-2 вышла на существенную мощность отгрузки. "Ни сейчас, ни во время строительства никто лично из подписантов не проявил интереса приехать и осмотреть объект. Почему-то начали обращаться к этим проблемам только после пуска порта, когда у наших нефтяников впервые появилась возможность торговаться по цене экспортных поставок нефти", - резюмировал И.Демин.
Усть-Луга является конечной точкой нефтепровода БТС-2. Трубопровод проходит по маршруту г.Унеча (Брянская область) - г.Усть-Луга с ответвлением на г.Кириши через Брянскую, Смоленскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. На первом этапе мощность БТС-2 составит 30 млн т нефти в год.
Запуск БТС-2 неоднократно откладывался из-за инженерных проблем на 4 и 5 причалах порта Усть-Луга, которые предназначены для отгрузки нефти. Невская трубопроводная компания (координатор по устранению инженерных проблем на этих причалах) 16 февраля 2012г. уведомила Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об устранении инженерных проблем в порту. Пока Ростехнадзор не выдал заключения об устранении проблем на этих причалах. По неофициальной информации, ведомство может выдать это заключение только после мониторинга отгрузок в тестовом режиме.
Балтийская трубопроводная система - 2 (БТС-2) призвана диверсифицировать маршруты экспорта российской нефти и снизить транзитные риски при ее транспортировке на зарубежные рынки. На втором этапе (предварительно - 2013г.) пропускную способность системы предполагается увеличить до 50 млн т нефти в год. Стоимость строительства БТС-2 оценивается в 130 млрд руб., в том числе около 98 млрд руб. - первая очередь.