РОМИР: Треть россиян потратили бы выигрыш в лотерею на недвижимость или автомобиль, лишь 9% открыли бы свой бизнес.
Треть россиян (33%) хотели бы потратить выигранный в лотерею миллион на приобретение недвижимости, автомобилей и предметов роскоши. По данным опроса, проведенного исследовательским холдингом РОМИР, в этом мнении сходятся мужчины и женщины, молодежь и граждане среднего возраста, представители различных образовательных и доходных групп. Только россияне старше 60 лет и жители небольших городов с населением менее 100 тыс. жителей в меньшей степени стремятся вложить неожиданное богатство подобным образом (соответственно, 22% и 25% в этих группах).
Вместе с тем 21% респондентов заявили, что потратили бы эти деньги на образование (свое и детей), укрепление здоровья и другие "вложения в себя", в свою семью. Такой ответ дали 18% опрошенных мужчин и 24% женщин. Стремление вкладывать деньги в здоровье и образование заметно увеличивается с возрастом (от 12-13% среди респондентов моложе 35 лет до 39% в возрастной группе старше 60 лет).
Каждый восьмой участник опроса (13%) положил бы эти деньги в банк и жил бы на проценты с вклада. О жизни "скромного рантье" в равной степени мечтают мужчины и женщины, молодые, среднего возраста и пожилые граждане, обеспеченные и не очень, проживающие в больших и малых городах, а также в сельской местности.
Лишь один из одиннадцати (9%) рискнул бы нежданным богатством и открыл бы свой бизнес, вложив в него часть выигрыша. Предпринимательские наклонности замечены у 11% мужчин и 8% женщин; 14% граждан моложе 45 и 2% - старше 60 лет, 16% проживающих в малых городах и 10% - в сельской местности. А вот образование и уровень дохода на стремление к предпринимательству не влияют.
Замыкают пятерку меркантильных мечтаний россиян путешествия (8%). И здесь нет различий по полу, возрасту, доходу, образованию и месту проживания респондента. Еще 3% россиян заявляют о своей готовности заняться благотворительностью и 2% - о желании вложить обретенные средства в развитие науки и техники.
Шесть лет назад РОМИР уже задавал россиянам аналогичный вопрос и получил такие же ответы с разницей в 1-4%, которая почти всегда укладывалась в пределы статистической погрешности. Это говорит о том, что ни структура потребностей, ни менталитет россиян в этом вопросе не меняются даже в среднесрочной перспективе.
В то же время последние исследования РОМИР показывают, что благосостояние россиян растет. Все больше участников опросов признаются, что имеют возможность делать сбережения. Однако те же исследования свидетельствуют, что, например, финансовая грамотность россиян и их доверие к банкам и инвестиционным компаниям по-прежнему остаются на достаточно низком уровне. Россияне также не демонстрируют рвения заняться собственным бизнесом.
Эксперты отмечают, что обычно склонность к занятиям собственным бизнесом в различных странах имеют 6-12% трудоспособных граждан. Половине из них в странах с либеральной рыночной моделью экономики удается эту склонность реализовать. По словам ведущего эксперта РОМИР Игоря Березина, приводящемся в сообщении, судя по полученным при опросе данным, доля россиян, имеющих склонность к организации собственного бизнеса, намного ниже нижней границы этих оценок. Если с "халявным" миллионом пошли бы в бизнес только 9% россиян, то без него - 3-4,5%.
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1 тыс. 500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех восьми федеральных округах.