"РБК daily": МРСК с 1 июля 2012г. вновь перейдут на RAB на "пониженной" базе.
Параметры долгосрочного регулирования для ОАО "Холдинг МРСК" будут отменены, снижены и введены вновь на пятилетний период с 1 июля 2012г. Об этом сегодня пишет газета "РБК daily" со ссылкой на источник в Министерстве экономического развития (Минэкономразвития, МЭР) РФ. "Тарифные решения, принятые в отношении "дочек" МРСК до 2011г., с 1 июля 2012г. отменяются, перевод на RAB (доходность инвестированногокапитала) будет произведен заново, с учетом тарифных ограничений", - отметил собеседник издания. Под секвестр попадут база капитала, норма доходности "старой базы", операционные расходы, капитальные затраты с учетом мер по повышению их эффективности. Но в отношении новых инвестиций сохраняются рыночные правила возвратности капитала и его стоимости, добавляет источник.
При этом период регулирования увеличен не будет - пять лет (до середины 2017г.), в противном случае может произойти ослабление контроля над эффективностью работы сетевиков. По информации источника, уровень кредитной нагрузки МРСК в настоящее время чрезвычайно низок - вплоть до нуля к 2015г. Это не соответствует целям RAB-регулирования - привлечению капитала из нетарифных источников и повышению эффективности. По мнению источника, инвестиции энергетиков должны быть привязаны к программам развития территорий, они не могут строить новые объекты ради самих объектов, поясняет позицию правительства собеседник"РБК daily".
Таким образом, отныне вложения будут учитываться в тарифах не по факту осуществления капзатрат, а после ввода сетей в эксплуатацию. Для построенных, но не загруженных до проектного уровня объектов устанавливаются понижающие коэффициенты. С 2012г. затраты будут отражаться в тарифах не по фактической стоимости строительства или реконструкции, а по нормативным укрупненным расценкам. Это стимулирует компании оптимизировать свои затраты и не строить объекты, "генерирующие отрицательный денежный поток". Кроме того, в тарифы не попадут непроизводственные расходы, в том числе на покупку транспорта и офисов. Сетевики должны строить лишь востребованные экономикой объекты, и топ-менеджеры госкомпаний будут отвечать за это своими бонусами, система оценок сейчас разрабатывается.
"Перезагрузка" - вынужденная и непопулярная мера, признает собеседник издания. Решение никак не связано с грядущими выборами, оно позволит оптимизировать тарифную нагрузку, что позитивно скажется на экономике в целом. Для сетевых компаний, не подконтрольных государству или МРСК, тарифные решения останутся прежними. При этом власти все же будут подталкивать их к переходу на RAB, в том числе тарифными стимулами, и привлечению нетарифных и внебюджетных инвестиций. Планируется, что новые тарифные решения для МРСК будут подготовлены до 1 апреля 2012г.
Одновременно власти продолжают обсуждать вопрос приватизации "дочек" МРСК. Возможно, первыми на продажу пойдут самые неэффективные структуры - сейчас план-график приватизации разрабатывает Минэкономразвития РФ. Обсуждаются различные варианты: продажа самых неэффективных МРСК пока выглядит предпочтительнее, говорит другой источник газеты в МЭР РФ, но окончательное решение будет принято с учетом позиции Министерства энергетики России. При этом МРСК Северного Кавказа выведена за скобки, речь о ее приватизации сейчас не идет. В год планируется продавать инвесторам одну-две "дочки" МРСК; если оставшиеся под управлением холдинга компании за два-три года существенно повысят свою эффективность, решение об их приватизации может быть пересмотрено.
Предварительно в покупке МРСК заинтересованы как российские, так и иностранные инвесторы, но продажа будет осуществляться лишь при наличии нескольких претендентов, на условиях конкурса и в благоприятных рыночных условиях, говорит сотрудник министерства. Цена продажи будет зависеть от эффективности мер по улучшению регулирования сектора - необходимо найти баланс между развитием отрасли и интересами потребителей, добавляет источник издания. В настоящее время МЭР РФ разрабатывает конструкцию "регуляторного договора", фиксирующего долгосрочные взаимные обязательства между государством и инвестором.