"РБК daily": ОАО "РЖД" обещает почти втрое сократить расходы на высокоскоростные магистрали.
Компания "Скоростные магистрали" ("дочка" "Российских железных дорог") подготовила обоснование инвестиций проекта строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом (ВСЖМ-1). В частности, строительство пилотной магистрали Москва - Санкт-Петербург обойдется в 500-700 млрд руб. вместо 1,2 трлн руб., заявил "РБК daily" гендиректор "Скоростных магистралей" Денис Муратов. Причем государство должно вложить только половину этой суммы. Длина трассы составит 660 км, время в пути сократится до 2 ч 30 мин. Максимальная скорость движения по ВСЖМ-1 увеличится до 400 км/ч.
Ранее стоимость строительства высокоскоростной линии оценивалась в 1,2 трлн руб. (37 млн евро за км). Оценку проводил "Ленгипротранс". "То, к чему мы пришли сейчас, соответствует европейским нормам и находится в пределе от 19 млн до 26 млн евро за километр", - отмечает Д.Муратов.
Однако, по словам аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, вряд ли ВСЖМ-1 в итоге обойдется в 500-700 млрд руб. "Однозначно стоимость строительства будет дороже. Ведь возведение инфраструктурных объектов связано с рисками, которые можно выяснить в процессе строительства", - поясняет он.
"Первые оценки в 1,2 трлн руб. базировались на очень приблизительных поверхностных расчетах", - говорит начальник управления по развитию продуктов УК "БКС" Дмитрий Кашаев. По мнению аналитика, сумма 500 млрд руб. для ВСЖМ-1 "выглядит не сильно завышенной". "Для строительства магистрали придется решать несколько принципиальных задач. Это расселение населенных пунктов, преодоление препятствий в виде болот и зыбкого грунта и наличие нескольких заповедников типа Завидово, с которыми нужно будет что-то решать. Плюс ко всему прочему помимо строительства самого полотна нужно будет построить несколько узловых станций, вокзальных комплексов и прочую инфраструктуру", - полагает он.
Тендер на выбор подрядчика для строительства ВСЖМ-1 компания "Скоростные магистрали" проведет в конце 2011г. Компания, которая его выиграет, будет обязана не только построить магистраль, но и заниматься ее обслуживанием в течение 30 лет. Государство, по словам Д.Муратова, возьмет на себя финансирование 50% от суммы строительства. Остальное предоставят частные инвесторы. Проектами строительства высокоскоростных линий (ВСЖМ-1, ВСМ-2 и ВСМ-3) уже заинтересовались иностранные инвесторы. В их числе китайская China Railway Engineering Corporation (CREC), немецкая Deutsche Bahn, южнокорейская Hyundai Construction, французская Inexia и испанская компания ADIF. Завершить строительство ВСЖМ-1 планируется в 2017г.
Строительством ВСЖМ-1 ОАО "РЖД" в лице "Скоростных магистралей" не ограничится. К чемпионату мира по футболу 2018г. будут построены также магистрали Москва-Екатеринбург, Казань-Самара. Если подрядчикам удастся сократить стоимость строительства до 15-26 млн евро за километр, то все проекты скоростных линий обойдутся государству и инвесторам в 2,8 трлн руб. В феврале замминистра финансов Александр Новак оценивал стоимость этого проекта в 5,5 трлн руб.