КС РФ определит конституционность применения исключительно пропорциональной системы на муниципальных выборах.
Судьям Конституционного суда РФ предстоит проверить конституционность законоположений, допускающих применение исключительно пропорциональной системы на муниципальных выборах. Как сообщает корреспондент РБК, дело было рассмотрено сегодня в рамках открытого заседания, решение по этому делу будет вынесено в течение месяца.
Поводом к слушанию дела явились жалобы двоих жителей села Хомутинино Челябинской области, а также уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина.
В число оспариваемых попали положения ч.3 ст.23 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 3.1 ст.32 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", подпункта "б" п.31 ст.9 и п.4 ст.12 федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ", ч.2 и ч.3 ст.9, ст.21.1 закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области", п.4 ст.1 закона Челябинской области "О внесении изменений в закон Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" и закон Челябинской области "Об избирательных комиссиях в Челябинской области".
Заявители из Челябинской области с 1996г. принимали участие в выборах в сельский муниципальный совет - представительный орган Хомутининского сельского поселения, с 2004г. по 2009г. были депутатами совета.
В ходе избирательного процесса в 2009г. избирательная комиссия отказала одному из заявителей в регистрации в качестве кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения из-за установленной пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов. С заявлениями о включении их в списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями, заявители не обращались, поскольку не разделяли их предвыборные программы.
Заявители оспаривали в судах общей юрисдикции установление пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах, однако в удовлетворении жалоб им было отказано. Суды пришли к выводу о том, что положения закона Челябинской области приняты в соответствии с федеральным законодательством и сами по себе пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий, не нарушают.
Уполномоченный по правам человека в РФ, защищая права обратившегося к нему заявителя, направил в КС РФ жалобу на нарушение конституционных прав быть избранным в органы местного самоуправления.
Как заявил на открытом заседании суда начальник аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Николай Васильев, политические партии являются субъектами федерального значения. Вместе с тем, формирование органов местного самоуправления из субъектов федерального значения "является посягательством на саму суть местного самоуправления, как способа самоорганизации населения". В свою очередь, как заявил полномочный представитель президента в Конституционном в суде Михаил Кротов, закон Челябинской области предоставляет органам местного самоуправления право выбирать избирательную систему из трех вариантов. Заявитель же видит в этой возможности ограничение своих прав. Таким образом, по словам М.Кротова, они фактически требуют ограничить это право, гарантированное федеральным и региональным законодательством. М.Кротов заметил также, что заявители, считая нарушенным свое право быть избранными, не воспользовались всеми своими избирательными правами. Они могли бы быть включены в избирательные списки политических партий, даже не разделяя полностью их убеждений.