"РБК daily": Новороссийский морской торговый порт уверен в выгодности покупки Приморского порта.
После объявления в начале осени 2010г. о покупке Приморского торгового порта (ПТП) ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) акции НМТП лишь падали в цене. Как пишет сегодня газета "РБК daily", НМТП надеется развеять скептицизм инвесторов до начала декабря текущего года, когда должно пройти собрание акционеров порта для рассмотрения сделки. Объединенная компания в общем грузообороте морских портов сможет занять 33%, а ее доля рынка в перевалке нефти и нефтепродуктов достигнет 59% и 19% соответственно, говорится в обнародованной презентации НМТП.
На 16 декабря 2010г. запланировано собрание акционеров Новороссийского порта, на котором должна быть рассмотрена сделка по слиянию НМТП и ПТП. Если миноритарии (им принадлежит 29,9% акций НМТП) проголосуют за объединение портовых активов, а регулирующие органы одобрят сделку, то закрыть ее можно будет уже в I квартале 2011г. Кроме того, до 20 ноября руководство НМТП проводит встречи с инвесторами, которые будут финансировать сделку. Ее общая стоимость - 2,153 млрд долл., из которых 1,95 млрд долл. - заемный капитал.
Согласно презентации НМТП для инвесторов (есть в распоряжении издания), у объединенной компании амбициозные планы. По завершении сделки объединенная стивидорная компания рассчитывает стать третьим по величине грузооборота портом в Европе (после Роттердама и Антверпена) и крупнейшим в России. Доля НМТП в грузообороте России увеличится с 16% до 33%. Бизнес компании будет сфокусирован на перевалке высокорентабельных грузов, таких как нефть и нефтепродукты. В НМТП рассчитывают, что доля рынка нефтеперевалки объединенной стивидорной компании увеличится с 22% до 59%.
Также НМТП раскрывает инвестиционные планы объединенной компании до 2013г. Пик инвестиционной активности (без учета покупки ПТП) приходится на 2011г. - 233 млн долл., в 2012г. - 184 млн долл., в 2013г. - 199 млн долл. На эти средства стивидорная компания рассчитывает построить ряд контейнерных терминалов - в Новороссийске (мощность - 1,2 млн TEU, стоимость проекта - 370 млн долл.) и Балтийске (мощность - 400 тыс. TEU, стоимость проекта - 83 млн долл.). НМТП также планирует инвестировать в расширение мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов и зерна - в строительство мазутного (инвестиции - 222 млн долл.) и зернового (инвестиции - 35 млн долл.) терминалов. Также планируется реконструировать нефтяной терминал в Шесхарисе (под Новороссийском) и увеличить буксирный флот. В Приморске будет построен новый буксировочный комплекс мощностью 6 млн т.
Еще одним стимулом для миноритариев НМТП проголосовать за слияние с ПТП может стать и то, что новые акционеры стивидорной компании ("Транснефть" и "Сумма Капитал") могут выкупить у государства 20% акций Новороссийского порта (правительство планирует объявить об аукционе по их продаже уже до конца текущего года). При этом государство сохранит "золотую акцию" порта.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова полагает, что миноритарии не будут препятствовать сделке по слиянию НМТП и ПТП. "Планы по росту бизнеса вполне осуществимы, - говорит она. - Хотя и есть опасения, что с развитием портов Усть-Луга и Козьмино доля нефти и нефтепродуктов, направляемая через Новороссийск, может сократиться".