ФАС обязала внутренних авиаперевозчиков обеспечить прозрачность формирования цен и отменить "невозвратные" тарифы.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предписала авиакомпаниям, осуществляющим перевозки по внутренним воздушным линиям, обеспечить прозрачность формирования цен на авиабилеты. В ходе анализа деятельности внутренних авиаперевозчиков ФАС выявила ущемление интересов потребителей, которое в ряде случаев являлось "результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков", говорится в сообщении пресс-службы антимонопольного ведомства.
Как отметили в ведомстве, авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. "Несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте, авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров, что свидетельствует о недостаточности и/или искажении представляемой перевозчиком (агентом по продаже) информации о применяемых тарифах, а также о взимаемых сверх тарифа сборах", - говорится в сообщении ФАС. Правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов "требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний", указывает антимонопольная служба.
Анализ ФАС также показал, что практика применения авиакомпаниями "невозвратных" билетов противоречит положениям ст.108 Воздушного кодекса (ВК) РФ, наделивших пассажиров безусловным правом получения суммы (части суммы), уплаченной за перевозку, в случае добровольного отказа от перевозки. Ст.108 ВК устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% от этой суммы. Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта России N155 от 25 сентября 2008г., также не предусматривают применение перевозчиками не подлежащих возврату тарифов, отмечает ФАС.
ФАС предписывает авиакомпаниям, имеющим собственные правила воздушных перевозок, в том числе правила продажи перевозок, обеспечить доступ к таким правилам в офисах авиакомпаний, офисах продаж, а также путем размещения их на сайтах авиакомпаний. Перевозчики или агенты по продаже должны обеспечить доступ к информации обо всех тарифах, применяемых авиакомпанией на определенном маршруте, и условиях их применения; обо всех применяемых перевозчиком видах дополнительных сборов, такс, а также о порядке возврата средств в случае отказа от перевозки или изменения условий перевозки. Кроме того, ФАС считает необходимым "исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки". До 30 апреля 2010г. авиакомпании должны проинформировать ФАС о мерах, принятых ими для обеспечения баланса интересов авиакомпаний и потребителей, говорится в сообщении.