Мнацаканов придумал рецепт из офисного планктона
Читая майские новости о банкротствах и сокращениях персонала (а таких новостей много, и касаются они самых разных отраслей) нет-нет, да задашься вопросом: куда же пойдут все эти люди, от менеджеров по продажам недвижимости до собственников транспортных компаний? Вряд ли — на стройку или за руль маршрутки, замещать уезжающих домой гастрбайтеров. Один из вариантов ответа подарила оптимистичная новость из другой, что называется, оперы.
Итак, новость: ресторанная группа Probka объявила первый в своей истории «День открытых людей». Ее основатель Арам Мнацаканов проводит большой открытый смотр персонала, с целью найти талантливых людей практически на все позиции, существующие в ресторанном деле — официантов, поваров, управляющих. Неожиданной эту акцию можно назвать по двум причинам.
Во-первых, до недавнего времени среди рестораторов считалось, что вырастить хорошего управляющего можно только внутри своего проекта, то есть человек должен, грубо говоря, пройти путь от мойщика полов до директора. Во-вторых, методы поиска персонала в этой отрасли не отличались креативностью. Менеджеры несетевых проектов годами рассказывали журналистам, что, не мудрствуя лукаво, размещают вакансии на бесплатных сайтах или просто вешают объявления о приеме на работу на двери ресторана. Ресторанные сети используют «газпромовский» метод, подбирая персонал через крупные сайты-агрегаторы. И в том, и другом случае уровень финансовых и эмоциональных затрат на поиск сотрудников оставался невысоким. Но чтобы владелец знаменитой группы решил потратить свое личное время на кастинг, да еще протрубил об этом на весь Петербург, — такого еще не бывало. Что же случилось?
Ничего трагичного, пишет Арам Мнацаканов из Берлина, где он открывает свой очередной ресторан. «Мне интересно посмотреть, есть ли на рынке труда новые яркие личности», — пояснил он. По его словам, в городе появилось много свободных людей, которые, в силу разных причин, остались без работы. «Я готов им дать шанс», — подчеркнул ресторатор.
Но растущая безработица — недостаточное условие для найма в формате «нам нужны все». За последние годы ситуация изменилась и в другой плоскости — сфера «общепита» стала модной, социальный статус работающих в ней растет. «Официант — профессия, которая долгие годы считалась в России малопривлекательной, — рассуждает Мнацаканов. — Если в Европе и владелец, и гость, и официант ресторана — люди одного социума, то у нас — это три разных мира». Примерно то же и с поварами: до недавнего времени человеку было неудобно сказать, что он работает на кухне, пусть и премиальной. Сейчас ситуация меняется и, как результат, уволенные из банков и агентств недвижимости все охотнее посылают свои CV в рестораны.
С наблюдениями Мнацаканова согласны многие его коллеги по цеху. Основатель ресторанной группы «Скайрест» Александр Затуливетров рассказывает, что регулярно получает примерно такие обращения «я никогда не работал в ресторанной сфере, но хочу у вас попробовать» или «проработал много лет финансовым аналитиком, там рынок умер, хотел бы у вас поработать барменом, очень люблю алкоголь». Рестораторы к таким желаниям прислушиваются, ведь зачастую люди без опыта, но с хорошей мотивацией, работают лучше ветеранов.
Если серьезно, то помимо любви к алкоголю, бывшие финансисты и менеджеры имеют и другие ценные для рестораторов качества: этот бизнес завязан на цифры не меньше, чем на кулинарию, здесь очень важно грамотно планировать число позиций в меню, объем запаса продуктов и много другое. Способность к эффективному планированию — важная часть делового, в широком смысле, образования. Между тем, жалуются капитаны общепита, в отечественных кулинарных техникумах и профильных институтах будущих ресторанных работников по-прежнему учат по советским лекалам, то есть нескольким видам химии, а не экономике ресторанного дела. Так что высвобождение людей, которых годами готовили для работы в банках и на биржах — неплохой шанс для лечения застарелых кадровых болезней отрасли.
К слову сказать, поскольку похожие болезни свойственны большинству отраслей петербургской экономики, то мне очевидно: Мнацаканов подает важный сигнал не только коллегам по цеху — боритесь за лучших из увольняемых представителей «офисного планктона», пока их не разобрали.