Лабораторные центры ускоренно расширяют сети
За первые три квартала 2021 года петербургская лаборатория «Хеликс» открыла 90 новых точек в российских регионах, что в полтора раза больше, чем за весь прошлый год. Об этом сообщает пресс-служба компании. Все диагностические центры были открыты по модели франчайзинга. Другие игроки рынка лабораторных исследований также отмечают, что пандемия подстегнула продажу медицинских франшиз.
Медицина в провинции
Наибольшее количество точек за январь—сентябрь 2021 года «Хеликс» открыл в Москве (17), Петербурге (10) и Екатеринбурге (5). Помимо этого, компания вышла в 18 новых городов, большая часть открытий пришлась на города с населением менее 100 тыс. человек. В частности, «Хеликс» открылся в Тырныаузе (Кабардино-Балкарская Республика), Избербаше и Касумкенте (Дагестан), Косулино (Свердловская область), Буденновске (Ставропольский край). Число городов, где ранее не была представлена компания, выросло на 38% по сравнению с аналогичным показателем за 2020 год.
«Наша статистика подтверждает тенденцию роста спроса на покупку медицинских франшиз в небольших населенных пунктах. В маленьких городах наблюдается нехватка качественной медицины и лабораторной диагностики, поэтому у федеральных сетевых лабораторий есть большой потенциал развития в регионах», — говорит заместитель генерального директора лабораторной службы «Хеликс» Дарья Горякина. По её словам, крупные лаборатории могут обеспечить высокое качество исследований при сохранении низкой стоимости услуг за счет «эффекта масштаба» — возможности транспортировать биоматериал из любой точки страны в центральные лаборатории компании.
По данным «Хеликса», покупателей франшиз можно условно разделить на три группы: предприниматели, у которых уже есть собственный действующий бизнес, но они рассматривают еще одно направление на волне COVID-19; предприниматели, которые хотят поменять сферу бизнеса на медицинскую, поскольку собственный бизнес пошел на спад в связи с пандемией; и люди, которые имеют накопления и открывают свой первый бизнес.
Пандемия стимулировала рост
Рост спроса на франшизы в сфере лабораторной диагностики отмечают и другие крупные игроки рынка. В этом году «всплеск» заявок на покупки франшиз зафиксировали в сети лабораторий «Инвитро», сообщил РБК Петербург директор по франчайзингу компании Андрей Кондратюкин. При этом число фактических открытий (в целом, с учётом собственных лабораторий) за первый три квартала 2021 года осталось на уровне аналогичного показателя прошлого года. В этом году за январь—сентябрь компания открыла 136 центров, в прошлом — 133. Как пояснили в «Инвитиро», часть открытий по франшизам запланирована на конец 2021 года.
«Открытий по франшизам по итогу года будет больше, чем в прошлом году. Потому что прошлый год рынок находился в ожидании, франчайзи не понимали, как противоэпидемические ограничения могут сказаться на работе медицинских офисов. Сейчас мы планируем вести более агрессивную политику по расширению, в первую очередь в ключевых для нас регионах — в Сибири и на Дальнем Востоке», — рассказывает Андрей Кондратюкин. По его словам, повышенный интерес к франшизам связан с ростом спроса на частные медицинские услуги из-за пандемии и, как следствие, — на лабораторные услуги.
О том, что пандемия подстегнула рост продаж франшиз медлабораторий отметила в интервью с «РБК Екатеринбург» директор по развитию сети «Гемотест» Светлана Василенко. При этом она назвала ещё один фактор роста. Как отметила собеседница издания, рынок франчайзинга в коммерческой медицине стал развиваться чуть позже, чем в других отраслях, поэтому емкость рынка позволяет активно развивать эту концепцию. По словам Василенко, на открытие лабораторного отделения по франшизе требуется 2-2,5 млн руб. инвестиций, которые реально окупить в течение года.
Повтор публикации от 26.10.2021