Петербург принял спорную схему сноса домов и расселения горожан
Депутатское большинство Законодательного собрания Санкт-Петербурга (ЗакС) 29 июня во втором чтении законопроекта о поправках к закону о комплексном развитии территорий города (КРТ) отвергло все принципиальные поправки к новой схеме сноса домов и расселения граждан. Документ принят сразу в двух (втором и третьем) чтениях. Теперь его должен подписать губернатор города.
Претензии к новой схеме
На поправках в ходе первого чтения, как сообщал РБК Петербург, настаивал ряд депутатов. Первая касалась принципа включения территории в перечень подлежащих комплексному освоению (которое предполагает снос МКД и строительство новых). Комитет по строительству, разрабатывавший законопроект, посчитал необходимым включать в перечень все территории, на которых располагаются многоквартирные дома, построенные в период с 1957 года по 1970 год — поскольку нормативный срок эксплуатации таких домов закончился в 2020 году.
Депутаты указывали на то, что, во-первых, не все такие дома обветшали до состояния непригодности проживания. Кроме того, их жители против сноса домов и не хотят никуда переезжать. Во-вторых, есть дома, построенные до 1957 года, которые как раз сильно обветшали — и жители просят их переселить. Эти два обстоятельства требуют, по мнению депутатов, изменить принцип включения территорий в перечень подлежащих комплексному освоению — учитывать не время постройки домов, а их техническое состояние, утерю домами пригодности для нормального проживания. Установить такой принцип для комплексного развития территорий позволяет сделать Градкодекс РФ, указывали депутаты.
Вторая поправка касалась принципа расселения жителей сносимых домов. Депутаты, транслируя мнения своих избирателей, утверждали, что в большинстве случаев жители хотят остаться если не в квартале, то по крайней мере с микрорайоне или хотя бы в том же районе. Поэтому инициаторы соответствующей поправки предлагали ввести норму, гарантирующую это жителям расселяемых МКД.
Эти два принципа, которые пытались отстоять депутаты, в свое время легли в основу концепции городской программы реновации жилых домов первых массовых серий и были закреплены принятым в 2008 году законом Санкт-Петербурга № 238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге». Ее с тех пор с большими трудностями пытаются исполнять ООО «Воин-В» и ООО «СПб Реновация».
Концепция была основана на вполне понятных соображениях. Поскольку государство, вопреки закону о приватизации жилья, не привело дома в нормативное состояние, оно должно позаботиться об улучшении жилищных условий жителей таких домов. Такое улучшение было официально объявлено одной из целей программы реновации (наряду с обновлением инфраструктуры, повышением жилищной обеспеченности граждан и др.). Соответственно, в программу включались территории с обветшавшими домами. В понятие «улучшение жилищных условий граждан» также включалась гарантия сохранения квартала проживания — людей переселяли в новые дома, строящиеся на месте сносимых.
Эти два принципа как раз и раскрывают понятие «реновации», отмечали некоторые депутаты. Отказ от них означает и отказ от самой реновации, полагают они.
Горожанам дали шанс, но не гарантии
ЗакС согласился лишь увеличить с 60 дней до 90 дней срок проведения общего собрания МКД для принятия решения о включении дома в программу КРТ. Это дает шанс жителям отвергнуть новую «реновацию», которая, однако, свой смысл потеряла и превратилась по-существу, как считают некоторые депутаты и эксперты, в новый способ для девелоперов получения сверхприбылей. Вторая из принятых поправок касалась права жилищных очередников вне очереди улучшить свои жилищные условия.
Что касается интересов граждан, которые готовы переехать, но чьи дома не могут быть включены в программу по критерию даты строительства дома, то ранее зампред Жилищного комитета Наталья Синей заявляла, что хотя такие дома в Петербурге действительно есть, но упомянутые дефекты «не являются основанием для признания их не пригодными для проживания», тем более, что большинство таких домов расположены в центре города — и их судьбу надо решать «несколько другими способами».
На претензию депутатов по отсутствию гарантии переселения жителей домов, попавших под снос, в тот же микрорайон, на прошлом заседании ЗакСа отвечал представитель губернатора в парламенте Константин Сухенко. Он заметил, что законопроект предусматривает, помимо получения равноценной квартиры, возможность денежной компенсации оставляемого жилья; к тому же есть возможность обратиться за дополнительными видами матпомощи для решения жилищных проблем. И это дает, по его мнению, возможность горожанину выбрать место своего проживания. «Хотя гарантий, что он вернется в тот же квартал, мы не даем», — признал представитель губернатора.