Бизнес на продажу в Петербурге: на одного продавца приходится три покупателя
По данным бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест» - одного из крупных игроков рынка покупки-продажи готового бизнеса - количество покупателей втрое превышает число продавцов. О текущей ситуации на рынке РБК Петербурге расспросил генерального директора компании Максима Новицкого.
Каков сегодня объем рынка покупки-продажи готового бизнеса в Петербурге?
По нашим данным, в Петербурге ежегодно совершается более 1800 сделок купли-продажи бизнеса стоимостью до 1 млн долларов. Лидирует при этом Москва (4500 сделок купли-продажи в год), на третьем месте – Екатеринбург (около 500 сделок).
Насколько верны сообщения о том, что этот рынок переживает резкий рост объема предложения, то есть желающих продать свой бизнес?
У нас тоже были подобные ожидания, однако по факту ничего подобного не происходит. Рост предложения примерно вдвое отстает от роста спроса. Я связываю подобное положение вещей с неопределенностью: продавцы готового бизнеса пока не определились, с чем имеют дело в данный момент – с затишьем перед бурей или со стабилизацией, правильный сейчас момент для продажи или лучше выждать паузу. При этом очевидно, что определенное успокоение наступило. Самым стрессовым для нас (как, впрочем, и для многих других) был декабрь – сорвалось около 20% уже согласованных сделок. Обычно эта доля не превышает 3-4%, и к этому показателю мы возвращаемся. В декабре от сделок отказывались именно продавцы: основной мотив заключался в боязни остаться с наличными на руках; было непонятно, что с ними дальше делать.
Каково сегодня соотношение спроса и предложения на рынке готового бизнеса Петербурга?
На одного желающего продать бизнес приходится три покупателя. При этом я разделяю понятия «интересант» и «покупатель». Интересантов, просто приценивающихся и прикидывающих свои шансы, значительно больше. При этом с начала 2015 года конверсия покупательского интереса в покупку, по нашим данным, увеличилась в 6 раз.
На какие бизнесы предъявляют основной спрос в Петербурге?
Большую часть спроса на рынке готового бизнеса на данный момент занимают объекты производства, направленные на импортозамещение и сельское хозяйство. Серьезно упал спрос на объекты автомобильной тематики и на торговые точки, специализирующиеся на реализации импортных товаров. Сохраняется традиционный для Петербурга спроса на мини-отели и салоны красоты. Значительно выросло число объектов, продаваемых по цене активов, одновременно мы фиксируем значительно падение продаж готового бизнеса, работающего по франшизе (более чем на 80%). Наконец, с рынка готового бизнеса полностью ушли предложения по продаже туристических компаний.
Каковы основные причины продажи бизнеса сегодня?
Мы видим, что профайл и продавцов, и покупателей готового бизнеса меняется. Продают, как правило, потому, что текущая рентабельность стала неинтересной, либо просто вынуждены продавать, так как приходится расставлять приоритеты – в условиях кризиса больше времени отнимает основной бизнес, а побочные стараются выгодно реализовать. Увеличилось количество владельцев, которые заинтересованы не в продаже компании целиком, а в поиске соинвесторов. Причина - в недоступности банковского финансирования, а также в слишком высокой стоимости заемных ресурсов. Совершенно отчетливо видно, что спрос сегодня в значительной мере формируется «сверху», со стороны относительно крупных участников рынка, стремящихся воспользоваться ситуацией для экспансии, увеличения своей рыночной доли. В более спокойные времена спрос идет «снизу», со стороны индивидуальных покупателей, располагающих относительно небольшими суммами – в диапазоне от 1 до 10 млн рублей.
Каковы мотивы таких покупателей?
Конечно, есть те, кто ищет себя, мечтая поменять работу по найму на предпринимательскую свободу. Зачастую такие люди не осознают последствий своих поступков. Но в целом, ценность денег как таковых в последнее время серьезно выросла, эмоциональных покупок стало значительно меньше. Покупку готового бизнеса рассматривают в качестве альтернативы другим способам инвестирования. Как правило, речь идет о том, что такая покупка должна окупаться в срок до двух лет, в особых случаях это происходит гораздо быстрее – в течение полугода, например. Вот и считайте: потенциальная доходность варьируется от 50% годовых до нескольких сотен процентов годовых. При этом выбирают обычно между покупкой готового бизнеса и рынком недвижимости. Фондовый рынок в качестве альтернативы, как правило, не рассматривается. Среднестатистическому инвестору важно руками потрогать объект инвестирования. В сторону покупки бизнеса склоняются в том случае, если есть возможность тратить не него свое время. Купить бизнес и получать регулярный пассивный доход, почти не вмешиваясь в управление, - этот вариант не проходит, хотя многие именно о нем и мечтают.
Беседовал Борис Федоров