Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ЦБ предложил ввести «период охлаждения» для переводов на счета мошенников Финансы, 08:27
Целевые взломы: как защитить свои онлайн-ресурсы. Советы экспертов РБК и МегаФон, 08:15
Cможет ли ФРС избежать «жесткой посадки» экономики США Pro, 08:01
В России установлен новый рекорд по доле жилья, построенного населением Недвижимость, 08:00
Пора ли вернуть иностранцам доступ на российский рынок акций Pro, 08:00
CNN узнал детали перехода представителя Пентагона Кирби в Белый дом Политика, 07:57
Пентагон назвал подготовку военных ВСУ в Европе «эффективным вариантом» Политика, 07:50
Ретейлеры предложили упростить механизм отсрочки таможенных пошлин Бизнес, 07:47
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:40
Подоляк призвал добиться, чтобы Донбасс забыл слово «россияне» Политика, 07:17
Банк «Открытие» впервые с 2014 года отказался от квартирника на ПМЭФ Финансы, 07:00
Тихоокеанский флот России получит два атомных крейсера и подлодку Технологии и медиа, 06:10
Аналитики назвали регионы, где чаще принимают антидепрессанты Общество, 06:00
Страны G7 обсудили создание картеля для контроля цен на российскую нефть Экономика, 05:34
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Александр Пасечник – руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:
Александр Пасечник
Александр Пасечник (Фото: Из личного архива)

Правительство РФ приняло решение повысить акцизы на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Деньги пойдут на завершение строительства трассы «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининградской области. О том, насколько в итоге подорожает 92-й ли 95-й бензин, пока говорить рано, однако уже вполне ясно, что мера не только приведет к подорожанию топлива, но и спровоцирует рост инфляции.

Тихий год

В этом году повышения акциза не было, в отличие от 2016 года, когда акциз дорожал дважды. И вот после долгих раздумий правительство снова решилось на непопулярную меру — в 2018 году намечается двухступенчатое повышение акциза по 50 копеек. С одной стороны, это копейки, с другой — даже копейки отражаются на ценах на бензин, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на потребителей.

Хотя инфляционные ожидания в 2017 году умеренные — можем уложиться в 4% (а на 2018 — схожие ориентиры), регуляторы (ФАС, Минэнерго) настаивают на том, чтобы цены на топливо не выходили за рамки инфляции. Однако удерживать рост цен на топливо вряд ли удастся в таком коридоре. Например, в этом году цены на бензин и дизельное топливо неуклонно растут и существенно обгоняют инфляцию. В 2018 году мы, вероятно, увидим продолжение этой тенденции.

Причем рост цен на бензин может спровоцировать разгон инфляции. Парадокс в том, что задача правительства — сдерживание инфляции и ее обуздание, а повышение акцизов создает почву для роста цен. С одной стороны, правительство соберет дополнительные 40-60 млрд руб. в дорожные фонды, с другой — породит массу проблем, в первую очередь, связанных с ростом цен.

Политический выбор

Однако бензин, по всей видимости, подорожает не сразу. Поскольку в марте 2018 года в России пройдут выборы президента, с января, скорее всего, будет действовать негласный мораторий на повышение цен. Но после выборов «отыгрыш» неминуем.

Сколько будет стоить бензин в перспективе, сказать сложно. До девальвации рубля цены за литр бензина стремились к доллару. В долгосрочной перспективе мы снова увидим это движение. Устойчивый тренд на рост топливных цен на внутреннем рынке незыблем. Помимо внутренних причин, у нефтяников всегда есть прикрытие в виде мировой конъюнктуры. «Цены на нефть растут, мы связаны с мировыми ценами, поэтому на внутреннем рынке у нас тоже рост», — говорят они.

Эта логика не работает в обратном направлении — когда цены кратно падали, мы не видели отыгрыша в рознице. Но этот парадокс легко объясним — на рынке сложилась олигополия — доминируют несколько крупных игроков. И хотя за картели у нас предусмотрено наказание, пока все расследования на этот счет заканчиваются в самом строгом случае оборотными штрафами и исключительно для региональных «дочек» вертикально интегрированных нефтекомпаний.

Pro x The Economist
Фото: Jeenah Moon / Getty Images Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года
Pro
Маск против ботов: кому выгоден скандал вокруг покупки Twitter
Pro
Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм
Pro
Фото: Paz Arando/Unsplash На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода
Pro
Какие активы выиграют и проиграют от укрепления рубля
Pro
Как в России будут продавать товары с «недружественным» патентом
Pro
Почему обвалились продажи NFT

Пережиток прошлого

Вопрос о том, как защитить в этих условиях потребителя, пока остается без ответа. В принципе можно увязать акциз с транспортным налогом. Если мы заложим транспортный налог в акциз, а транспортный налог как пережиток отменим, потребитель хотя бы будет видеть смысл в повышении цен на бензин — больше ездишь, больше платишь. Это будет хорошим социальным послаблением для населения под выборы. Однако пока автовладельцам рассчитывать на такую преференцию преждевременно.

Даже при повышении цены на 92 бензин до 40 рублей за литр или преодоления 95 бензином психологического порога в 45, конечно, ездить не перестанут. Но в долгосрочной перспективе повышение цен на бензин станет дополнительным стимулом для отказа от автомобиля (наряду с дешевеющим такси, дискомфортом, который создают автомобилистам в мегаполисах, развитием общественного транспорта и т. д.). Однако когда нефтяники заметят это, они начнут регулировать цену на сбыте и проводить стимулирующие акции. Поможет ли это поддержать спрос — большой вопрос.