Эксперты: Качество топлива улучшится только после разделения нефтяных компаний
Лишь разделение деятельности среди нефтяных компаний позволит сформировать адекватную ценовую политику и гарантированно качественное топливо. Такое мнение РБК высказал глава Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. "Только при реальной конкуренции можно будет говорить о действительно качественном топливе. Необходимо разделение компаний на нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и продавцов топлива — тогда будет настоящий рынок", - отметил эксперт.
При этом сегодня в Северной столице нормам качества не соответствует 10% бензина. Как сообщил руководитель Северо-Западного межрегионального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Василий Смеречук, "в Петербурге контроль качества нефтепродуктов стоит на высоком уровне". Соглашается с ним и О.Ашихмин: "За последние три года в городе не было зафиксировано ни одного случая выявления некачественного топлива".
В то же время эксперты отмечают, что независимые участники рынка сейчас сталкиваются с невозможностью приобретения топлива у вертикально интегрированных компаний (ВИНК). "Это приводит к тому, что компании вынуждены производить его самостоятельно. Именно поэтому на рынок приходит некачественное топливо", - рассказывает О.Ашихмин.
По мнению экспертов, одним из выходов является создание саморегулируемых организаций. "Они могут стать мощной структурой по контролю за адекватными свойствами топлива", - поясняет О.Ашихмин. "Сегодня большая часть топливного рынка Петербурга находится в руках ВИНКов. Так как у городских властей нет доступа к контролю качества топлива, хорошей альтернативой мог бы стать контроль со стороны монополистов", - предлагает специалист.
Заместитель генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ Северо-Запад нефтепродукт" Максим Хибров отмечает, что сегодня у монополистов серьезных ограничений по покупке топлива нет. "Конечно, любая компания заинтересована в долгосрочных поставках. ВИНКи не хотят быть "пожарниками рынка", когда независимые компании заинтересованы в сотрудничестве только при отсутствии топлива у других операторов".
Напомним, что первым из ВИНКов на рынок нефтепродуктов города на Неве пришел ЛУКОЙЛ, потом появились ТНК, Shell и "Роснефть". Всего в Петербурге и Ленинградской области представлено 10 вертикально интегрированных и 13 независимых топливных компаний, причем 19 из них являются местными игроками. В регионе насчитывается 501 АЗС: 47,5% принадлежит монополистам, на долю независимых участников рынка приходится 52,5%.
Стоит отметить, что на сегодняшний день властные структуры не имеют должных полномочий, чтобы осуществлять контроль за качеством топлива. В этой связи, как сообщил главный эксперт департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты России Александр Никитин, сегодня разрабатывается закон о защите отечественного рынка от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции, который затронет в том числе и топливный рынок.
"В России в течение 2009г. он будет принят и вступит в силу. Государственная дума и департамент экономической безопасности ТПП РФ по инициативе последнего начали разрабатывать проект закона в конце 2007г. В течение 2008г. он будет дорабатываться и обсуждаться", - отметил собеседник РБК. Документ будет призван регламентировать производство качественной продукции в РФ, а также создаст нормы контроля за качеством продукции.