Аудиторы отчитали Смольный за формализм и непрофессионализм
Петербургские аудиторы раскритиковали Смольный за формальное отношение к корректировке бюджета, за игнорирование макроэкономической ситуации и за низкое качество подготовки Адресной инвестиционной программы (АИП). Так аудиторы отреагировали на законопроект по корректировке городского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, который сегодня рассматривал бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Петербурга, передает корреспондент РБК Петербург с заседания БФК.
Расходы и доходы
Весенние корректировки бюджета города связаны с целым рядом факторов: изменением макроэкономической ситуации, уточнением показателей доходной базы по итогам исполнения бюджета за 2014 год, изменением федерального законодательства, принятым уже после формирования доходной части городского бюджета на трехлетнюю перспективу (в частности, изменение акцизов на нефтепродукты), сообщил в ходе представления документа председатель комитета финансов Смольного Алексей Корабельников.
Согласно новым поправкам, доходы и расходы городского бюджета сокращаются на 23,4 млрд руб. (или на 5,6% к утвержденным ранее показателям) - до 396,1 млрд и 451 млрд руб. соответственно. Дефицит остается неизменным на уровне 54,9 млрд руб.
По доходам, в частности, уменьшен прогноз по НДФЛ (на 12,3 млрд руб.), по налогу на прибыль организаций (на 13 млрд руб.), по налогу на имущество организаций (на 838,7 млн рублей) и по земельному налогу (на 200 млн рублей). Реклама, установленная с нарушениями ГОСТа, заберет из госбюджета еще 70,9 млн рублей (в связи с демонтажем рекламных конструкций, сроки действия по которым истекли). В то же время Смольный ожидает более высоких поступлений по акцизам на нефтепродукты (рост 2 млрд руб.).
По расходам наиболее существенное сокращение - в АИП (на 11,1 млрд руб.). Правда, 3,8 млрд руб. из этой суммы компенсируется неучтенным в первой версии бюджета федеральным софинансированием. Часть объектов АИП перенесена на будущие годы, по некоторым - растянуты сроки ввода в эксплуатацию.
По отдельным пунктам АИП объемы финансирования на 2015 год увеличены. В программу включено строительство Центра современного искусства имени Сергея Курехина, увеличены расходы на реконструкцию Петербургского шоссе со строительством виадука через железную дорогу.
Поправки также предполагают сокращение расходов на обслуживание долга на 3,4 млрд рублей.
Наибольшей оптимизации подверглись бюджетные ассигнования комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (на 12,6%, или 6,9 млрд рублей), комитета по энергетике и инженерному обеспечению (на 12,4%, или 2,1 млрд рублей), комитета финансов (на 18,5%, или 2 млрд рублей), комитета по строительству (на 6%, или 1,7 млрд рублей), комитета по транспорту (5,3%, или 1,5 млрд рублей) и комитета по благоустройству (10,7%, или 1,1млрд рублей).
Прогнозы
Предоставленные на рассмотрение депутатов поправки составлены формально и слабо учитывают экономическую ситуацию - к такому выводу пришли после изучения документа петербургские аудиторы. Контрольно-счетная палата Петербурга в своем заключении на законопроект указывает на наличие существенных рисков ухудшения исходных условий формирования прогнозов на 2015-2017 годы, а также недостижения прогнозируемых параметров его макроэкономических показателей. А значит, потребуется новая корректировка бюджета. «Анализ планируемых законопроектом изменений бюджета Петербурга свидетельствует о том, что сложившаяся микроэкономическая ситуация учтена не в полной мере», - отметила в ходе заседания БФК заместитель председателя КСП Юлия Русакова.
Кроме того, аудиторы не могут подтвердить ни обоснованность, ни целесообразность, ни законность бюджетных сокращений. «Анализ расчетов и финансово-экономических обоснований главных распорядителей бюджетных средств показал, что большинство из них составлены формально, зачастую с констатацией необходимых средств и лишь незначительная их часть содержит предполагаемые последствия, являясь по сути больше пожеланиями, а не результатом серьезного финансово-экономического обоснования», - говорится в документе. По некоторым статьям бюджета вообще не представлены расчеты и обоснования.
Есть у аудиторов и претензии по поводу налоговых прогнозов. Так, в КСП, ссылаясь на данные Петростата, говорят, что снижение НДФЛ составит не 12,5 млрд рублей, как насчитали чиновники, а 8-10 млрд рублей.
Кроме того, аудиторы обратили внимание на низкое качество планирования АИП. В частности, они высказали недовольство тем, что в программу включаются объекты, которые еще не прошли экспертизу и по которым еще не утверждена проектная документация. Из-за этого по объектам, которые уже утвердил ЗакС, нужно снова менять лимиты финансирования. «Внесение такого большого количества изменений свидетельствует о низком качестве планирования АИП», - говорят в КСП.
На претензии КСП чиновники Смольного отреагировали спокойно. «У КСП традиционно есть претензии к этим обоснованиям», - сказал, в частности, глава комитета финансов А.Корабельников.
По всей видимости, этот ответ удовлетворил аудиторов, поскольку в итоге они решили рекомендовать депутатам принять законопроект в первом чтении, правда, с оговоркой, что финансовый комитет откорректирует некоторые статьи, сократив, в частности, средства АИП, как того требует КСП.
Бюджетно-финансовый комитет петербургского парламента также одобрил документ.
Согласно графику, одобренному ранее бюджетно-финансовым комитетом, первое чтение весенних корректировок городского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов состоится 29 апреля 2015 года, второе - 20 мая, в целом документ планируется принять 3 июня 2015 года.
Ольга Зарубина