Ливанов не исключил увеличения числа детей, не получивших аттестаты
В Министерстве образования РФ не исключают того, что это может привести к увеличению числа детей, не получивших аттестаты по окончании школы. Об этом сообщил в ходе своего выступления в Законодательном собрании Петербурга министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в рамках Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования в рамках VI Петербургского образовательного форума.
Среди изменений обсуждается вопрос о поэтапном увеличении количества выпускных экзаменов в девятом классе. «В 2016 году предложено увеличить их до четырех, в 2018 году – до пяти, в 2020 году – до шести, - отметил Д.Ливанов. - На мой взгляд, помимо русского и математики, обязательным в девятом классе мог бы стать и экзамен по иностранному языку». Последний, кстати, станет обязательным в одиннадцатом классе с 2020 года.
Кроме того, с 2017 года оценки за экзамены за девятый класс планируется выставлять с помощью федеральной шкалы - они будут влиять на оценку в аттестате. Также с 2016 года предполагается начать апробацию системы федеральных контрольных работ, «которые давали бы единую и непредвзятую картину качества образования на промежуточных этапах обучения, а не только в 9-х и 11-х классах, когда проводятся государственные экзамены, - отметил Д.Ливанов. - Это позволит детям привыкнуть к ситуации экзамена и избегать лишних стрессов на ГИА и ЕГЭ».
При этом Д.Ливанов отметил, что введение федеральной шкалы и повышение требований к организации ГИА в девятом классе, очевидно, приведет к тому, что количество детей, оставшихся без аттестата по окончании школы, немного увеличится. «Оно все равно не будет критическим, их доля точно будет меньше, чем в других странах с развитыми системами образования. Но для нас это будет лишним поводом задуматься о качестве образования – выявить школы, не справляющиеся со сложным контингентом, и оказывать им поддержку, повышая ответственность самих школ за улучшение результатов работы».
К приему детей, которые по тем или иным причинам не стали продолжать образование в школе, должна быть готова система профессионального образования и профессионального обучения. Эти дети должны иметь возможность самореализации, в том числе получив профессиональные навыки без повышения образовательного уровня. «Низкий образовательный ценз отнюдь не является синонимом жизненного неуспеха: замечательный повар, не имея аттестата об окончании школы, может очень достойно зарабатывать, побеждать на самых престижных соревнованиях профессионального мастерства, и такие примеры есть. И, конечно же, те, кто выбрал рабочие специальности, должны иметь возможность при желании получить среднее (полное) общее образование – или в профессиональных колледжах, или в школах, но по вечерней форме обучения», - заключил Д.Ливанов.
Ольга Зарубина