Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 
Эксклюзив

Попали под нож: что не построят в Петербурге к ЧМ-2018

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В Петербурге завершается инфраструктурная программа, приуроченная к ЧМ-2018. Чиновники утверждают, что все намеченное к мундиалю (в общей сложности восемь объектов) будет готово в срок. Смольный рассчитывал использовать чемпионат как способ решить инфраструктурные проблемы города. Однако на практике выполнены лишь те планы, которые касаются непосредственно ЧМ-2018. От целого ряда проектов, не связанных со спортивным событием, но жизненно необходимых для комфорта горожан, пришлось отказаться. РБК Петербург вспомнил проекты, которые чиновники хотели реализовать к чемпионату мира, но не сумели, или реализовали не так, как планировалось.

Между двумя экспрессами

Одной из ключевых задач в преддверии ЧМ-2018 чиновники Смольного называли улучшение транспортной доступности аэропорта Пулково. В 2015 году городские власти договорились о выделении 10 млрд руб. из федерального бюджета на строительство линии аэроэкспресса до аэропорта. В декабре 2015 года Георгий Полтавченко оценивал стоимость проекта в 16–18 млрд руб., а вероятным соинвестором называл «Группу ЛСР». Но строительство так и не началось. Конкурс на участие в проекте планируется объявить лишь в марте 2018 года, а завершить строительство — в 2021-2022 годах.

Отложено на неопределенный срок и строительство линии легкорельсового трамвая до аэропорта, которая рассматривалась как альтернатива аэроэкспрессу. На реализацию проекта стоимостью около 15 млрд руб. не нашлось средств. На время ЧМ-2018 решено обойтись автобусами-шаттлами.

Схема линии аэроэкспресса в Петербурге
Схема линии аэроэкспресса в Петербурге

Как пояснил замминистра транспорта РФ Николай Асаул, причиной торможения проекта стали невнятные приоритеты Смольного в выборе между двумя проектами. «К сожалению, когда формировалась федеральная программа подготовки к Чемпионату мира по футболу, проект аэроэкспресса из нее был исключен по инициативе города. Включить его сейчас крайне затруднительно с учетом ограниченных возможностей федерального бюджета», — сказал замминистра (цитата по «Интерфаксу»).

Пять вместо семи

Еще один мегапроект, приуроченный к началу ЧМ-2018, — строительство семи новых станций метрополитена: «Проспект Славы», «Дунайская», «Южная», «Беговая», «Новокрестовская», «Театральная» и «Горный институт».

Строительство станции метро «Новокрестовская»
Строительство станции метро «Новокрестовская»

Однако, как следует из комментариев вице-губернатора Игоря Албина, в 2018 году будут сданы только пять станций — «Проспект Славы», «Дунайская», «Южная», «Беговая», «Новокрестовская». Причем пассажиров к началу чемпионата готовы будут принять только две из них — «Новокрестовская» и «Беговая». Про остальные станции, как сообщил недавно Албин, «пока определенно можно говорить» лишь о том, что они откроются для пассажиров в 2018 году.

Не успели

С трудом реализуется и проект строительства скоростной платной трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург». По первоначальному плану, ввод петербургского участка магистрали должен был произойти до начала мундиаля.

Генподряд на почти 140-километровый участок дороги в 2015 году получила турецкая «Идж Ичташ Асталди Иджа Иншаат Ширкети» (ICA). Однако в 2016-2017 годах турки стали задерживать выплаты субподрядчикам и отставать от графика строительства. Еще летом 2017 года сообщалось, что трассу, возможно, успеют полностью запустить к началу соревнований. Но в конце ноября глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах сказал, что М-11 будет полностью введена в эксплуатацию осенью 2018 года.

План новой трассы Москва-Петербург
План новой трассы Москва-Петербург

Скоростная трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до Кольцевой автомобильной дороги (КАД) Санкт-Петербурга. Ее протяженность составит 669 км. В основном она пройдет параллельно существующей дороге М-10 «Россия».

Без лишней экзотики

В Петербурге не были реализованы некоторые проекты, которые, по мнению экспертов, не являются жизненно необходимыми, но могли бы добавить городу экзотики как туристическому центру. Так, в 2013 году чиновники Смольного на заседании Совета по инвестициям одобрили проект по строительству в Петербурге канатной дороги. Она должна была связать стадион на Крестовском острове с Приморским и Василеостровским районами. Объем инвестиций в строительство оценивался в 7,3 млрд руб. Проект предусматривал создание двух линий канатной дороги протяженностью 879 м и 946 м.

Объект планировалось оснастить 18 кабинами вместимостью 35 человек каждая. Проезд по дороге стоил бы туристам и горожанам от 50 до 70 руб.

Инвестором собиралась выступить компания «Ленстрой», затем к проекту планировалось привлечь «Газпром» и продлить дорогу до «Лахта-центра». Однако в итоге все инвесторы от участия в проекте отказались.

Дешево и быстро

Один из проектов, который удалось реализовать в срок, — строительство Яхтенного моста. Однако проект существенно изменился по сравнению с первоначальным вариантом. Ранее в створе Яхтенной улицы планировалось построить разводной двухуровневый мост длиной почти 500 м и шириной 28 м. На первом уровне должны были располагаться траволаторы, дорожки для роллеров, пешеходные зоны. На втором — общественно-рекреационная зона с открытыми террасами, пространством для торговли и культурных мероприятий. Построить мост за 100 млн долл. собиралась британская компания с российскими корнями Spicer Oppenheim Limited.

Яхтенный мост
Яхтенный мост

После корректировки проекта мост стал одноэтажным, а построила его специально для этого созданная Ассоциация строителей по содействию развитию транспортной и спортивной инфраструктуры «Открытое пространство». В ассоциацию вошли ОАО «Метрострой», ЗАО «Пилон», ЗАО «АБЗ-Дорстрой», ЗАО «ВАД» и ЗАО «ПО «Возрождение».

Стоимость проекта сократилась почти в три раза — до 2 млрд руб. К тому же для бюджета проект, как уже писал РБК Петербург, оказался бесплатным, поскольку был реализован на средства участников ассоциации.

Дорожники пытались получить у администрации президента грант на возведение моста, однако их заявка была отклонена.

Не очень и хотелось

Впрочем, как утверждают в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ), задачи реализовать все намеченные проекты не было. Согласно требованиям ФИФА, к началу ЧМ-2018 обязательно должны быть построены только восемь объектов, перечисленных в специальном разделе на сайте КРТИ, сообщил РБК Петербург представитель комитета.

Речь, по его словам, идет о развязке на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом (сдана в апреле 2017 года), съезде с ЗСД на Васильевский остров в районе набережной Макарова (декабрь 2016 года), Яхтенном мосте, двух станциях метро («Беговая» и «Новокрестовская» — будут сданы в мае), двух этапах строительства набережной Макарова (сдача — в апреле 2018 года), мосте в районе острова Серный (май 2018 года) и реконструкции Тучкова моста (завершена в ноябре 2017 года). Все прочие проекты, в свое время заявленные Смольным, были необязательными, пояснили в КРТИ, поскольку их реализация никак не влияет на транспортную доступность объектов, задействованных в проведении чемпионата.

Красный флажок

Однако в действительности смена приоритетов Смольного может быть связана не столько с требованиями ФИФА, сколько с отсутствием средств на реализацию проектов, полагает эксперт общественного движения «Город и транспорт» Владимир Валдин. «Изначально чиновники рассчитывали строить и эксплуатировать инфраструктурные объекты за счет инвесторов, но инвесторы в очередь не выстраиваются, поскольку у частного бизнеса интерес к таким проектам пропал», — комментирует Валдин.

По его словам, подтверждением тому, что на деньги частных инвесторов в такого рода проектах рассчитывать не приходится, стали проблемы со строительством линии частного трамвая в Красногвардейском районе. Проект, который реализуется консорциумом в составе группы ЛСР и ГК «Лидер», «по объему трудозатрат не соответствует ориентирам по доходности», сказал гендиректор ЛСР Андрей Молчанов в интервью газете «Коммерсантъ».

«Не думаю, что, закончив с трамваем, будем заниматься другими инфраструктурными проектами», — добавил бизнесмен. Это заявление, как считает Валдин, должно стать «красным флажком» для других инвесторов.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37