Эксперты: С начала 2009 года следует ожидать нового витка роста цен на иномарки
Российский рынок новых иномарок достиг своего ценового "дна". По мнению директора по маркетингу сети дилерских центров "Аларм-Моторс Форд" Алексея Тарасенко, традиционные новогодние предложения могут стать "финальным аккордом" беспрецедентной череды осенних скидок и специальных акций на новые автомобили, после чего, скорее всего, начнется новый рост цен.
"Целому ряду компаний, столкнувшихся с неожиданными финансовыми затруднениями, пришлось срочно высвобождать вложенные в товар средства, зачастую распродавая автомобили ниже себестоимости", - комментирует ситуацию А.Тарасенко.
Это вызвало цепную реакцию на рынке, но бесконечно работать себе в убыток бизнес не может. Подтверждением тому служит досрочное завершение уже объявленных акций, которое наблюдается с конца октября.
"Случившееся оказалось хорошей прививкой от излишнего оптимизма. Компании стали гораздо осторожнее планировать свои продажи, ориентируясь на пессимистичные сценарии развития ситуации. Если спрос окажется выше мрачных прогнозов, на рынок вновь вернется дефицит, который будет способствовать росту цен", - считает эксперт.
Но даже если спрос окажется действительно низким, едва ли это окажет заметное влияние на цены, полагает он. "С уменьшением объемов реализации будет падать рентабельность, то есть реальных возможностей для снижения цен станет меньше", - пояснил А.Тарасенко.
По его словам, снижения цен за счет перераспределения товарных потоков с зарубежных рынков на российский также ждать не следует. "Россия на сегодняшний день является одним из немногих прибыльных рынков. Корпорации кровно заинтересованы в том, чтобы прибыли, которые идут из России, были максимальными", - считает А.Тарасенко.
При этом объявленный недавно руководством ЦБ РФ курс на "мягкую девальвацию рубля" может послужить удобным фоном для изменения прайс-листов на новые иномарки, которые в соответствии с российским законодательством номинированы в национальной валюте.
Кроме того, росту цен на иномарки будут способствовать планы правительства России о повышении ввозных пошлин на автомобили иностранного производства с целью стимулирования спроса на автомобили отечественных брендов или местной сборки.
По мнению руководителя отдела маркетинга управляющей компании "Мега-Авто" Светланы Таракановой, пока речь идет о росте пошлин на ввоз подержанных иномарок, то, вероятно, это решение можно расценивать как благоприятное для автопрома в целом. В какой-то мере эта мера даст импульс к росту продаж автомобилей, выпущенных отечественными производителями, и создаст условия для формирования высокой культуры потребления на внутреннем рынке. Но если повышение пошлин распространится на ввоз новых иномарок, то такая мера ударит, в первую очередь, по потребителю, уверена С.Тараканова.
"Если повышение пошлин на новые автомобили составит 5%, то конечная цена поднимется где-то на 6-7%, уже с учетом НДС. Для потребителя это ощутимый рост, учитывая, что стоимость иностранных автомобилей растет последние три года в среднем на 5-6 %", - прогнозирует эксперт.
По словам С.Таракановой, за последние пять лет в России сложилось устойчивое потребление высокотехнологичных, качественных, комфортных и безопасных автомобилей. Автомобильная отрасль сформировалась в заметную составляющую экономики страны. Рынок продаж иномарок как никакой другой формировал высочайшую культуру потребления, задавал стандарты работы с покупателем. Развитие рынка способствовало росту трудовой занятости и формированию профессиональных кадров.
"И что же происходит сейчас? Правительство пытается переориентировать потребителя на покупку отечественных автомобилей? Но этот шанс еще ни разу нашим автопромом не использовался", - говорит менеджер. По ее мнению, "скудный модельный ряд" немногочисленных российских производителей невозможно противопоставить многообразию моделей иностранных концернов.
Если же обратиться к заводам, которые зарубежные концерны открывают на российской территории, то, по мнению С.Таракановой, они не могут претендовать на что-то большее, чем статус "сборочное производство". Комплекты для сборки будут приходить с зарубежных материнских заводов.
"Ожидать, что российские производители смогут полноценно заменить зарубежных поставщиков, не приходится. Ни качество, ни ассортимент сегодняшних российских комплектующих не позволяют обеспечивать полноценную сборку автомобилей. Конечно, отдельные компоненты будут производиться здесь, на заводах, открытых иностранными компаниями. Но доля таких компонентов будет невелика. И наконец, конвейеры сегодняшних сборочных предприятий будут выпускать единичные модели, а не полноценный модельный ряд", - отметил эксперт.
В то же время, по мнению главного менеджера по продвижению продукта центра автокредитования Санкт-Петербургского филиала ВТБ24 Сергея Андреева, целевая группа потребителей, которая дожидается лучших времен и пытается отложить покупку автомобиля на неопределенный срок в связи с тем, что цены могут снизиться, может этого не дождаться. "Клиенты, планировавшие брать кредит, могут безбоязненно осуществлять свои планы. В противном случае, можно действительно оказаться в ситуации, когда автомобиль может стать менее доступным, чем сейчас", - считает он.
По мнению директора автодилерского центра "Атлант-М Лахта" Павла Копатько, как минимум японские автомобили в России могут существенно подорожать в 2009г. в связи с укреплением йены. В настоящее время уже наблюдается удорожание стоимости автомобилей марки Mazda.
Говоря о ценах на европейские и американские бренды, П.Копатько отметил, что делать прогноз по их изменению трудно из-за нестабильности кросс-курса доллара и евро, однако "таких цен, которые есть сейчас, уже не будет". По словам эксперта, цены на иномарки не были "раздуты", поэтому будут, скорее всего, только расти.