Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Минске начались задержания участников «Марша справедливости» Политика, 14:51 «Спартак» ответил на данные о визите сотрудников МВД к фанатам в Казани Спорт, 14:27 Правительство освободило автомобили для перевозки инвалидов от НДС Общество, 14:25 Автомобиль с характером: Mercedes-Benz GLE купе РБК и Mercedes-Benz, 14:13 В Раде допустили существенную роль Киева в белорусских протестах Политика, 13:59 На первом после пандемии Московском марафоне установили новый рекорд Спорт, 13:39 СК проверит данные об избиении полицейскими людей под Новосибирском Общество, 13:29 Топ-4 российских вузов по версии врача-генетика Елены Окуневой РБК и Сбербанк, 13:20 Боец UFC назвал «полной фальшивкой» движение Black Lives Matter Спорт, 13:14 К центру Минска прибыла спецтехника Общество, 13:02 Права детей и родителей в сделках с недвижимостью: коротко о главном Недвижимость, 13:01 Моцарт от эпилепсии, зеленый свет от мигрени: дайджест Индустрии 4.0 Индустрия 4.0, 13:00  В ВОЗ оценили возможность повторного введения ограничений в России Общество, 12:58 Черчесов фразой «я его не знаю» отреагировал на слова камерунца Спорт, 12:42
С.-Петербург ,  
0 

Китайские бизнесмены не спасли петербургские гостиницы

Заполняемость гостиниц просела на 5-7%, а по отдельным сегментам до 40%, и многие отельеры вынуждены продавать свой бизнес

В петербургских отелях появились новые иностранные гости — бизнесмены из Китая, групповые туристы из Японии. Среди немногочисленных оставшихся европейцев растет доля испанцев. Внутренний туризм поддерживают детские группы, ради которых в дни школьных каникул отели готовы снижать цены в несколько раз, и состоятельные россияне. Однако в целом заполняемость гостиниц просела на 5-7%, а по отдельным сегментам до 40%, и многие отельеры вынуждены продавать свой бизнес.

Новые гости

Ни внутренний туризм, ни рост числа гостей из Азии не смог компенсировать гостиницам Петербурга отток традиционных для города европейских клиентов. Тем не менее, с начала года участники рынка отмечают ряд любопытных тенденций, вызванных ослаблением курса рубля и изменением географии российских деловых связей.

Как рассказал корреспонденту РБК Петербург управляющий отеля "Введенский" Андрей Ткачев, в петербургских гостиницах появился новый тип гостей из Китая - индивидуальные деловые туристы, которые приезжают на встречи с российскими партнерами и бронируют не только номера, но и переговорные комнаты. Стало чуть больше групп из Японии, и в целом по Азиатскому региону также наблюдается рост. Кроме того, по его словам, в город начали возвращаться туристы из Испании. Как отмечал ранее в разговоре с корреспондентом РБК генеральный управляющий и совладелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы, испанцы менее политичны, чем, например, швейцарцы, и охотнее пользуются выгодным ценовым предложением.

Количество туристов из США, по данным замдиректора департамента консалтинга компании Colliers International в Петербурге Евгении Тучковой, в последнее время упало практически до нуля, и гостиницы, ориентированные на американские каналы сбыта, пострадали сильнее всего. По данным РБК, туристы из США предпочитали отели мировых гостиничных операторов, таких, к примеру, как Four Seasons.

Однако, по наблюдению А.Ткачева, американские группы неожиданно появились на первых весенних паромах. Паромы в Хельсинки или Стокгольме берут на борт американские группы и привозят в Петербург. Эти американцы, в отличие от большинства паромных туристов, не живут на паромах, а останавливаются в отелях. Возможно, дальше они едут в Москву или другие города России, рассказал он. Впрочем, эти группы, по мнению эксперта, не окажут большого влияния на рынок, потому что оператор петербургских паромов St.Peter line сотрудничает с сетью Sokos, и группы из США сейчас размещаются исключительно там.

Битва за Россию

Все эти тенденции, по словам А.Ткачева, компенсируют лишь небольшую часть оттока туристов из Европы, которые традиционно составляли львиную долю иностранных гостей Петербурга. По данным Российского союза туриндустрии, в 2014 году турпоток из-за границы в 2014 году сократился на 11,8% по сравнению с 2013 годом. Наибольшее снижение показала Германия - приехало 177 тысяч (-24,2%). На втором месте по оттоку оказались США - на 20% до 104 тысяч, на третьем Польша - на 27,8% до 6,7 тысяч, на четвертом Великобритания - 15,6% до 89,3 тысяч человек. При этом, учитывая, что общее количество иностранных туристов за прошлый год составило 2,7 млн человек, только Германия и Великобритания - это уже 10% зарубежного турпотока.

В свою очередь китайский туризм прирастает медленно, поскольку, по словам президента НП "Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга" Владимира Васильева, очень ограниченное число китайцев может позволить себе выезжать за границу. С одной стороны, это богатые люди по меркам своей страны, с другой - они не должны являться государственными служащими. К тому же, отпуск в Китае составляет всего пять дней, плюс государственные праздники в мае и октябре.

Тем большее значение приобретают для гостиниц российские туристы, которых тоже не хватает на всех. В.Васильев указал на то, что, хотя россияне стали меньше ездить за границу, это не означает рост внутреннего туризма в тех же объемах. Реальные доходы населения сокращаются, все большая доля расходов уходит на питание и коммунальные услуги, поэтому многие люди, вместо того чтобы заменить зарубежный отдых российским, просто отказываются от трат на поездки.

За туристов, которые все же пересмотрели свои планы в пользу путешествий по России, между гостиницами развернулась настоящая война, в том числе ценовая. Как рассказал А.Ткачев, к весенним школьным каникулам сетевые гостиницы уровня 4* предложили для детских групп двухместные номера по 2 тыс. рублей за ночь. По его мнению, это крайняя мера. Учитывая, что минимальная стоимость завтрака на одного человека составляет 300 рублей, гостинице остается доход в 1400 рублей с номера, минус НДС. А цены на расходные материалы после падения рубля выросли, уточнил А.Ткачев.

Распродажа бизнеса

В целом заполняемость петербургских гостиниц в I квартале 2015 года упала на 5-7% к аналогичному периоду прошлого года, полагает Е.Тучкова. На первый взгляд, сокращение незначительное, однако разные сегменты рынка показывают принципиально разные результаты.

Так, В.Васильев оценил среднюю загрузку малых гостиниц, входящих в его ассоциацию, за январь-февраль текущего года в 30% против 47-50% год назад, то есть падение составило до 40%. А.Ткачев для отелей 4* дал оценку падения в 15-20% за два месяца.

В результате, по словам В.Васильева, многие владельцы малых отелей вынуждены продавать свой бизнес. Если в 2012-2013 годах на рынок выходило по 3-5 таких предложений, то сейчас продается до 80 гостиниц ежемесячно. Кто их покупает в текущей экономической ситуации, эксперт затруднился сказать. А.Ткачев предположил, что это инвесторы с запасом средств, которые нужно куда-то вложить, и слабым представлением о сложностях гостиничного бизнеса.

Люкс вне тренда

В то же время, в верхнем ценовом сегменте и люксовых отелях, по данным руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвида Дженкинса, в январе-феврале загрузка выросла на 25%. Управляющий отеля "Англетер" Наталья Изотова подтвердила, что загрузка увеличилась более чем на 20%, уточнив, что основной рост пришелся на январские выходные дни.

В верхнем сегменте, по словам Н.Изотовой, рост произошел, в первую очередь, за счет состоятельных россиян. В отличие от потенциальных гостей более дешевых отелей, эти люди не отказались от путешествий, но все же пересмотрели свои планы по расходам и предпочли внутренний туризм зарубежному. При этом альтернативы заграничному пляжному отдыху в России нет, а с точки зрения культурно-познавательного туризма Петербург является привлекательным городом.

Мария Летюхина