Генеральный управляющий Marriott Berlin Т.Гус: Туристу кризис не помеха
Среди туристических центров, которые могут служить ориентирами для Петербурга, Берлин — один из первых кандидатов. Как и Петербург, он не входит в число туристических лидеров — немецкой столице далеко до Лондона и Парижа. Но в отличие от Петербурга Берлин упорно догоняет лидеров. По итогам 2009 года правящий бургомистр Клаус Воверайт назвал Берлин "одним из великих победителей в городском туризме", потому что за год число гостей превысило 8,3 млн человек, увеличившись на 4,5%. Представители индустрии гостеприимства высоко оценивают показатели расширения турпотока, потому что они достигнуты в трудное время. Как рассказал корреспонденту РБК daily ЕЛЕНЕ КРОМ генеральный управляющий Marriott Berlin ТОМАС ГУС, в отельном бизнесе Европы, включая Германию, продолжается кризис.
— Насколько сильно кризис затронул европейские гостиницы и ваш отель, в частности?
— По сравнению с 2008 годом RevPar (доход с номеров) сократился на 9% при сохранении загрузки номеров на уровне 2008 года. В условиях неопределенности, паники наши конкуренты, а также отели уровня 5 звезд+ сбросили цены, и это снижение отнюдь не на 10—15 евро. Спрос быстро менялся, и прогнозирование было крайне сложным. Номера бронировались за очень короткий срок до поселения. Как стимулировать спрос в этих условиях? Мы пытались определить, какие компании выдержат кризис, и делали акцент на работу с ними. Мы часто встречались с постоянными клиентами, выясняя их потребности в кризисный период и чем мы можем быть им полезными. Мы провели много обучающих тренингов, вкладывая все больше денег и времени в сотрудников. Я всегда говорю, что люди стремятся к успеху, будь то кризис или нет, и их цель — получать достойное вознаграждение за хорошую работу — неизменна.
— Можно ли сказать, что кризис на отельном рынке завершается?
— Нет, кризис не закончен, но другие города Германии — Дюссельдорф, Эссен — затронуты им больше, чем Берлин.
— Эксперты полагают, что рецессия в мировой индустрии отелей сменится бумом в ближайшие несколько лет.
— Я согласен, но бума стоит ожидать в основном в сегменте 3—4 звезды.
— Играют ли представители отельного бизнеса заметную роль в укреплении туристического потенциала города, увеличении потока гостей?
— С момента исторического перелома, произошедшего 20 лет назад, в Берлине появились самые современные отели в Европе. Они инновационны, известны далеко за пределами Германии. Но гости приезжают не потому, что у нас красивые отели. Они приезжают потому, что Берлин — пятый по значению мировой центр в области конгрессов и выставок. И потому, что это модный, продвинутый город.
— Звучат оценки, что среди ключевых причин роста потока туристов в Берлин — бурное развитие авиадискаунтеров. Вы тоже так думаете?
— Да, мы рады успехам low-cost-компаний, я сам часто путешествую на их линиях. Но в последние годы они делают большую ошибку, считая себя просто транспортным бизнесом. Я хочу сказать, что они фокусируются на снижении цен неизмеримо больше, чем на совершенствовании сервиса. А вот одна из главных причин успеха авиакомпаний Ближнего Востока — Арабских Эмиратов, Катара и других — в том, что они действуют иначе. Эти компании процветают, поскольку выясняется, что потребитель по-прежнему готов платить больше за качественный сервис, за возможность добраться до пункта назначения свежим и бодрым. Но, безусловно, именно дискаунтеры дали шанс очень многим путешественникам побывать за рубежом, познакомиться с новыми культурами. Это достойно высокой оценки, и у нас есть совместные проекты с ними.