Кризис помог петербургским отелям
В свежем рейтинге «Лучшие отели России» от Tripadvisor в топ-10 вошли шесть петербургских отелей. Это лучший результат петербургского отельного бизнеса за четыре года существования рейтинга. Отельеры связывают такой успех с несколькими факторами. Ключевые из них — рост и внутреннего, и внешнего туризма из-за девальвации рубля и желание клиента получить больше за свои деньги.
Внешние обстоятельства
Увеличением своей доли в рейтинге Tripadvisor петербургские отельеры во многом обязаны изменению конъюнктуры на мировом и российском туристическом рынке.
В 2015 году Петербург показал один из лучших в Европе результатов по росту въездного туризма. По данным Tripadvisor, в прошлом году Петербург поднялся на 9 позицию в Европе и 16 место в мире, поднявшись за год на четыре позиции. (Москва, для примера, находится на 22 месте по Европе). За прошлый год Северную столицу посетило 6,5 млн туристов (в 2014 году — 6,1 млн человек), сообщает профильный комитет Смольного.
Как ранее говорила РБК Петербург руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер, рост туристического трафика произошел из-за ослабления рубля. Девальвация рубля увеличила долю российских постояльцев, для которых внутренний туризм оказался более доступным по цене, чем поездка за рубеж. По словам отельеров, большая часть российских клиентов — москвичи.
Другим благоприятным для петербургских отельеров обстоятельством стало увеличение числа иностранных туристов. «Если говорить о сегменте «4 звезды», то основной спрос приходится на корпоративный туризм и иностранные туристические группы, которые раньше ехали в «3 звезды», а теперь, в связи с девальвацией рубля, могут позволить себе отели более высокого уровня», — прокомментировал ситуацию управляющий отелем «Введенский» Андрей Ткачев.
При этом, рост туристического потока, по данным Colliers International, не сопровождался расширением номерного фонда. «Таким образом, — резюмирует владелец и главный управляющий отелем «Гельвеция» (6 место в рейтинге Tripadvisor) Юнис Теймурханлы, — увеличение доли петербургских отелей в топ-10 — это во многом количественный эффект».
По данным отчета исследовательской компании Colliers International, в конце июня 2015 года рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга насчитывал 139 объектов с общим объемом номерного фонда в 19,8 тыс. номеров. В эту статистику не вошли мини-отели, ведомственные гостиницы и общежития. В первой половине года в Северной столице не открылось новых отелей. Более того, для большинства гостиниц, которые должны были открыться в 2015 году, сроки открытия были перенесены на 2016 год. По мнению аналитиков, отсрочки связаны с экономической ситуацией и удорожанием финального этапа реализации гостиниц — отделки номерного фонда, стоимость которой существенно выросла в связи с девальвацией рубля.
Технологии быстрой адаптации
Заметным трендом 2015 года стало и то, что в топ-10 Tripаdvisor закрепились небольшие отели, которые ориентируются в основном на индивидуальных путешественников и небольшие корпоративные заказы. Так, номерной фонд занявшего первую строчку в рейтинге отеля Pushka Inn составляет три десятка номеров.
При этом из первой десятки рейтинга практически выпали крупные сетевые отели. Отчасти это объясняется тем, что более состоятельная аудитория менее склонна оставлять отзывы, считает глава федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. «Сомневаюсь, что люди, покупающие номер за 500 евро в сутки, часто посещают сайт TripAdvisor, чтобы отметить, понравился ли им номер, — говорит И.Бухаров.
Впрочем, эксперт называет и другую причину увеличения доли независимых отелей в рейтинге. «Независимые отели быстрее приспосабливают свой сервис к изменениям конъюнктуры, и цены там зачастую ниже, — продолжает И.Бухаров. — В масштабах крупной сети гибко и быстро реагировать на спрос значительно сложнее».
«Как правило, в крупных сетевых отелях обслуживание более стандартизировано, что ограничивает их рейтинг на основе отзывов», — соглашается финансовый аналитик ФГ «ФИНАМ»Тимур Нигматуллин.
В то же время как независимые отели способны обеспечивать более эмоциональный сервис, говорит Елена Белова, управляющий отелем Pushka Inn (1 место в рейтинге Tripadvisor). «У нас просто больше стимулов, — объясняет Е.Белова. — Мы не можем состязаться с крупными сетевыми игроками ни ресурсами, ни величиной номерного фонда, ни численностью персонала — поэтому мы вынуждены максимально учитывать предпочтения клиентов».
Сарафанное радио
Опрошенные корреспондентом РБК Петербург отельеры не берутся оценить возможные финансовые дивиденды от присутствия в рейтинге. Однако в эффективности рейтинга как инструмента продвижения отеля участники рынка не сомневаются.
«Гостиницу продают рекомендации и отзывы, поэтому рейтинг потребительских предпочтений — это основное средство продвижения для отеля, — говорит Юнис Теймурханлы. — Можно вложить много денег в рекламу, но оценивают отель все равно гости». «Многие гости говорят о том, что приехали к нам потому, что читали об отеле хорошие отзывы, хотя выразить эту зависимость в конкретных цифрах невозможно», — соглашается генеральный менеджер Hotel Indigo St.Peterburg-Tchaikovskogo (4 место в рейтинге Tripadvisor) Евгения Данилихина.
Зачастую отзывы других клиентов даже более важны при выборе гостиницы, чем звездность. «Бывают случаи, когда довольно известные отели высокой категории не соответствуют ожиданиям гостей, в то время как небольшой отель без категории обгоняет их в рейтинге», — говорит вице-президент NAI Becar Илья Андреев.