Смольный прогонит небоскребы подальше от памятников культуры
В результате переговоров с градозащитниками петербургские чиновники согласились установить вокруг ряда объектов культурного наследия охранные зоны и существенно расширить там зоны регулируемой застройки (ЗРЗ). Теперь для них станет невозможным повторение скандальной истории со строительством на территории, примыкающей к Новодевичьему монастырю, 75-метровых зданий, сильно исказивших исторические виды монастырского ансамбля. Помимо самого Новодевичьего монастыря, где дальнейшая застройка пресечена, подобные защитные меры применены к Пулковской обсерватории, на которую также покушаются застройщики. Правда, ансамбль Чесменского дворца и церкви аналогичная угроза пока не миновала – КГИОП пока не соглашается защитить от застройки последний сохранившийся вид на ансамбль со стороны Московского проспекта.
Об этом и других изменениях правил охраны объектов культурного наследия стало известно в ходе второго заседания Рабочей группы по центру города (Рабочей группы по выработке концепции сохранения исторического центра Санкт-Петербурга и разработки нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны центральной части города), которое состоялось 17 декабря в ЗакСе. Депутаты и независимые эксперты высказали свои предложения по корректировке Закона СПб №820 «О границах зон охраны объектов культурного наследия…». А начальник Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП Алексей Михайлов рассказал о предложениях Рабочей группы, которые КГИОП, отвечающий за поправки в 820-й закон, уже согласился принять.
Необходимость корректировки вызвана требованиями прокуратуры, обнаружившей в некоторых статьях закона «коррупциогенные факторы», а также городского суда, отменившего градостроительные регламенты в зонах охраны (включая ЗРЗ1-6) из-за их противоречия проекту зон охраны, ранее (до принятия 820-го закона) согласованному Росохранкультурой. «Из-за этого, - поясняет член Рабочей группы депутат Алексей Ковалев, - высота зданий, к примеру, на близких к центру территориях ЗРЗ-2 уже три года определяется не законом, а чиновниками, причем, индивидуально для каждого проекта. Это очень опасная ситуация». Регламенты должны входить в новый проект зон охраны, являющихся, в свою очередь, составной частью 820-го закона. Этот проект был сначала самостоятельно разработан КГИОП, но вызвал энергичную критику депутатов и экспертов. В результате КГИОП согласился на корректировку своего проекта Рабочей группой (в нее, помимо депутатов и экспертов, входят также чиновники профильных комитетов). 17 декабря Рабочая группа утвердила свои предложения к проекту.
Одно из самых критикуемых положений проекта КГИОП предусматривало особый порядок обращения с так называемыми «диссонирующими объектами», расположенными в историческом центре (их перечень содержал около тысячи зданий) и нарушающими сложившуюся архитектурную среду. Особый порядок обращения предусматривал, в частности, реконструкцию с отклонением от режимов охраны (например, без сохранения фасадов) или даже снос, при соответствующем заключении КГИОП. Алексей Михайлов сообщил, что Комитет согласился с мнением экспертов о недостаточной проработанности этого положения и исключил его из проекта зон охраны (и, соответственно, из проекта поправок в 820-й закон). При этом сам перечень был сокращен до 70 диссонирующих объектов, признанных в экспертном сообществе градостроительными ошибками, и в проекте оставлен. «Но для них не будет устанавливаться особая процедура обращения, а будет действовать общий режим зон охраны, - пообещал Михайлов. – К механизму обращения с ними мы перейдем на втором этапе работы по зонам охраны».
КГИОП согласился также и с некоторыми другими рекомендациями экспертов Рабочей группы: сохранить регулирование высоты зданий в зонах охраны в Пушкине и Петродворце, регулирование работ в культурном слое города, и др. Согласованные с Рабочей группой поправки в 820-й закон предусматривают обязанность полностью сохранять внешний облик, а не только фасады, как было раньше, всех исторических зданий в зоне ЗРЗ-1. А в зоне ЗРЗ-2 вводятся требования по локальным изменениям фасадов (раньше такие изменения вообще не регулировались). Помимо введения зон охраны Новодевичьего монастыря, Пулковской обсерватории и др., увеличены также размеры территорий самих этих памятников культуры. В список ценных градоформирующих объектов были включены три исторических кладбища, попытки застроить которые вызывали общественные конфликты – Митрофаньевское, Фарфоровское и Пулковское. Достигнута договоренность по предложенной КГИОП формулировке, запрещающей снос исторических зданий, за исключением разборки отдельных аварийных конструкций. А также – по ранее отсутствующем в законе определении понятия внешнего облика исторического объекта. По словам Михайлова, это позволит исключить практику имитации восстановления исторического объекта путем сохранения его лицевой стены или части ската крыши.
«КГИОП полагает, что достигнутая мера компромисса является оптимальной», -- объявил Михайлов. Однако, по словам заместителя председателя Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК Александра Кононова, некоторые рекомендации экспертов (например, расширить охранную зону Чесменского ансамбля) КГИОП пока не признает и борьба за их принятие продолжится. Депутаты также обратили внимание на недостаточную четкость некоторых формулировок проекта поправок в 820-й закон, позволяющих застройщикам трактовать положения закона в свою пользу (в частности, расширить возможности сноса зданий).
КГИОП должен подготовить законопроект о поправках до 1 марта 2014 года. Договорились, что во второй половине февраля перед представлением законопроекта правительству Петербурга он будет рассмотрен на заседании Рабочей группы.