Петербургские музеи предпочитают тишину деньгам
По прогнозам Смольного, Петербург по итогам 2016 года примет около 7 млн туристов, что станет рекордным показателем в истории турбизнеса Северной столицы. Однако, как выяснил РБК Петербург, некоторые из потенциальных выгодополучателей от благоприятной конъюнктуры не рады наплыву гостей. Парадоксально, но растущий туристический трафик вызывает тревогу у городских музеев. Вместо подсчета прибылей руководство культурных учреждений занимается оценкой экономического ущерба.
Положительная тенденция
В этом году музеи заметили увеличение числа посетителей. Так, Екатерининский дворец в Пушкине в высокий сезон посетили на 7% больше, чем в прошлом году (1,2 млн), а Русский музей недавно побил рекорд, вместив в один день почти 11 тыс. человек. Согласно данным опрошенных РБК Петербург музеев, в среднем около половины посетителей составляют туристические группы.
Среди, казалось бы, очевидных плюсов такого ажиотажа — рост доходов музеев. Например, по словам директора музея-памятника «Исаакиевский собор» Николая Бурова, доходы его комплекса полностью состоят из продаж билетов на экспозиции и концерты.
Но, как выяснилось, не для всех музеев туристы являются главным источником прибыли. Например, для одного из крупнейших музеев страны — Эрмитажа — основной источник доходов вовсе не сборы от продажи билетов, а прямое бюджетное финансирование. Как рассказали РБК Петербург в нескольких музеях, рост посетителей приводит к катастрофическим для этих учреждений последствиям.
На критической отметке
Оценивать ущерб в денежном эквиваленте музеи отказываются, но перечисляют основные негативные последствия ажиотажного спроса. Так, в ответе Государственного музея истории Петербурга на запрос РБК Петербург сообщается, что «в Петропавловском соборе страдают полы, на территории крепости вытаптываются газоны и ломаются компьютерные киоски, оборудование для интерактива».
Начальник отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское село» Ирина Начарова рассказала, что после высокого сезона в Екатерининском дворце «пострадала живопись и наборные паркеты из ценных пород дерева». Отвечая на вопрос, готов ли музей к дальнейшему росту потока туристов, И. Начарова ответила: «Мы готовы к увеличению потока посетителей на всех объектах, кроме Екатерининского дворца. Его заполняемость достигла критической отметки 900 человек в час».
Погрешности логистики
Одна из причин переполненности музеев — отсутствие грамотной логистики экскурсий, считает заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский: «Ставят возле музея 20 автобусов, они стоят, дымят. Воздух портят. А через час ни одного нет».
Однако вице-президент Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий Петербурга Валерий Жилкин рассказал РБК Петеребург обратное. «У каждой турфирмы есть договор с музеем. Накануне каждого месяца турфирма предоставляет музею конкретный график посещений по каждому дню. Мы описываем, сколько туристов в день должны туда поставить. Дальше музей вместе с турфирмами распределяет разные группы в течение рабочего дня музея», — поясняет В. Жилкин.
Впрочем, подобное планирование не исключает накладок. Часто время посещения нескольких групп совпадает и возникают конфликты. «Это издержки профессии. Когда в группе 30 человек, всегда найдется пара не дисциплинированных», — отмечает В. Жилкин.
Полезные альтернативы
Переполненности музеев можно было бы избежать, предложив рынку альтернативный турпродукт. Однообразие экскурсий не оставляет возможности перераспределить потоки, уверен А. Боровский. «У нас много возможностей для разгрузки. Почему не вести туристов в Мраморный дворец? Нет, все ломятся в одну точку. В других странах, например, в Италии, туристам предлагают разные темы экскурсий в разное время. Все зависит не от музеев, а от турфирм», — отмечает А. Боровский.
Отвечая РБК Петербург на вопрос о причинах такой ситуации, Валерий Жилкин объяснил, что авторские туры не пользуются спросом, поскольку 90% туристов посещают город впервые и им интересно пройти по основным туристическим маршрутам. «Конечно, есть индивидуалы, которым интересны необычные экскурсии, но их меньше одного процента», — объясняет В. Жилкин.
По его мнению, существуют два выхода из ситуации: либо увеличить рамки высокого сезона, либо расширить график работы музея. «Раннее открытие и позднее закрытие — больше вариантов нет. А как сохранять музей — это дело, честно говоря, музейных работников. В Ватикане тоже толпы ходят», — добавляет эксперт.