Winner в Петербурге: Не приеду, так как компания приостанавливает работу
"Не приеду, потому что компания приостанавливает деятельность", - несколько таких звонков получил РБК в день декабрьского заседания дискуссионного клуба Winner. Но большинство участников приехали, что уже было добрым знаком. Судя по словам руководителей компаний, встретившихся в "черный" вторник - 16 декабря, они не до конца понимают, что будет, но представляют, что делать: снижать издержки, оттачивать искусство продаж и забирать куски рынка, брошенные ослабленными конкурентами.
Угроза бизнесу
Дискуссия, организованная РБК в Петербурге, показала, что кризис коснется всех отраслей экономики — от производителей телескопов до поставщиков электроэнергии.
Серьезно усложнится работа на рынке производства, импорта и продажи продуктов. Как рассказал Альбер Суфияров, глава ГК «Невские сыры», в этом году многие компании, работающие с европейскими производителями, уже разорились, не сумев оперативно выстроить схему поставки продуктов из разрешенных стран. Бизнесмен опасается, что в следующем году с рынка могут уйти некоторые продуктовые сетевые компании. «Сейчас основная угроза для бизнеса - это возможное банкротство наших клиентов, ретейлеров. У сетей накопилась внушительная задолжность перед банками (активное развитие сетей требовало заемных средств), перед поставщиками, у кого-то дорогая аренда. В таких условиях не исключено, что слабые игроки могут посыпаться. Мы сейчас пытаемся подстраховать свой бизнес, например, будет сокращать сроки платежа — с 60 до 30 дней».
А.Суфияров («Невские сыры»)/ РБК
Некоторые рынки могут потерять до трети игроков. По словам Леонида Гарбара, генерального директора ресторанной группы «Stroganoff Group» («Строганофф-стейкхаус», «Русская рюмочная «№1»), рынок общепита Петербурга ожидает масштабная санация.
«В ближайшее время стоит ожидать тридцатипроцентное облегчение рынка. Город очистится от невнятных концепций, когда ты предлагаешь вроде бы все и еще немного суши. Оставшиеся будут лучше считать, разумнее тратить. Ресторанный бизнес работает на полпроцентах, единицах процентов. Но если скрупулезно подходить к делу, то можно добиться хорошей рентабельности. Легче будет сетям, которым есть что закрывать. Хотя я не исключаю, что и сетевой бизнес может лопнуть», - поделился мнением Л.Гарбар. По его словам, часть клиентов закрывшихся ресторанов будут искать новые места для семейных ужинов и встреч, однако оставшиеся рестораны не почувствуют значительного роста выручки — слишком велики потери от кризиса. «Скорее всего, выйдем в ноль», - говорит ресторатор.
Л.Гарбар («Stroganoff Group»), Ю.Теймурханлы ("Гельвеция")/ РБК
На этом фоне относительно устойчиво выглядит бизнес автодилеров, которые рассчитывают пережить кризис на выручке от сервиса. Как подсчитал Даниил Плитман, генеральный директор «Свид-Мобиль», компания способна покрыть сервисом почти все расходы. «Я анализировал доходы каждого месяца в течение шести лет, начиная с кризиса 2008 года. Наша компания способна покрыть выручкой от сервиса 90% всех расходов. Мы выживем, даже если продаж новых автомобилей не будет совсем», - считает бизнесмен.
Даниил Плитман («Свид-Мобиль»)/ РБК
Однако такая бизнес-модель недолговечна. Как признается Даниил Плитман, просуществовать только на доходах от сервиса компания способна год-полтора. Кроме того, как заметил управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков, часть клиентов, которые ранее не экономили на сервисе, в ближайшем будущем могут уйти в «гаражи» в поисках лучшего ценового предложения.
А.Суфияров(«Невские сыры»), В.Новиков (Университет продаж)/ РБК
Пока уверенно себя чувствуют застройщики, окрыленные ажиотажным спросом на квартиры в 2014 году. «Мы сокращаться не собираемся, - говорит Константин Ковалев, первый заместитель главы ГК «Пионер». - В следующем году запланировали запуск нескольких жилых проектов в Петербурге».
Не время для экспериментов
Практически все бизнесмены, участвующие в дискуссии, подтвердили, что вопрос текущей выручки станет единственно важным на ближайший год. Эксперименты с продвижением и брендированием товара или услуги уходят на второй план.
«Мы следуем за спросом: если покупатель перестанет тратить деньги (а есть предпосылки к этому), мы не сможем держать магазин, - говорит Антон Епифанов, генеральный директор компании «Левенгук» (продажа оптических приборов). - Если год назад в случае, когда магазин балансировал на грани убыточности и прибыльности, можно было заниматься его рекламой и продвижением, то сейчас этим экспериментам не место. Мы будем закрываться, как только почувствуем спад прибыли».
А.Епифанов («Левенгук»), Б.Болтянский (РБК)/ РБК
Такого же мнения придерживается Борис Болтянский, директор департамента информационных проектов РБК . «Бизнес пошел за деньгам. Если в последние несколько лет у медиакомпаний была возможность строить бренд, концепция могла идти впереди выручки, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Рекламодатели начали пересматривать бюджеты на продвижение своих товаров и услуг. В этом году без денег уже остались нишевые отраслевые сайты. На медиарынке выживут гиганты».
Научить инженера продавать
В таких рыночных условиях компании стараются максимально сократить издержки и развить дополнительные компетенции у сотрудников, которых еще не сократили. Как отметил Леонид Гарбар, персонал так и не научился работать: "Особенно это относится к низовым должностям. В Петербурге редко встретишь официанта, который бегает. Лениво идущий официант вызывает недоумение. Но в следующем году придется сокращать штат, а значит оставшиеся будут учиться быстро бегать».
Мысль продолжил управляющий санкт-петербургским филиалом Альфа-Банка Михаил Троицкий. По его словам, банки вынуждены сокращать розницу, большее внимание уделять работе через онлайн-каналы. «Сейчас нужно работать над повышением эффективности каждого сотрудника", - считает эксперт. По общему мнению собравшихся, сейчас лучшая мотивация для сотрудников - остаться в команде, не попасть под сокращение.
М.Троицкий (Альфа-Банк)/ РБК
Компании активно пытаются переквалифицировать оставшихся специалистов - основная волна сокращений штата прошла весной и осенью 2014 года. Как рассказала Снежана Китаева, заместитель генерального директора по работе с клиентами ОАО "Энергосервисная компания Ленэнерго", компания начала обучение специалистов техникам продаж. "На монопольном рынке технологического присоединения, "Ленэнерго" сокращает персонал, а клиентов переводит в онлайн. В тоже время на высококонкурентных рынках, таких как разработка проектных решений, строительно-монтажные работы, нам нужно иметь квалифицированных менеджеров по продаже. Увеличивать штат нет возможности, поэтому наши инженеры учатся общаться с клиентом, продавать присоединение к сетям "под ключ".
С.Китаева (Ленэнерго), А.Епифанов (Левенгук)/ РБК
Беседа в ресторане «Cafe Claret» отеля «Гельвеция» стала продолжением цикла встреч прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованного РБК Петербург в форме клуба Winner. Партнером встречи выступила Группа компаний «Пионер».