Полтавченко призвал снизить бонусы для торговых сетей
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко призвал подчиненных провести встречу с представителями торговых сетей и поставщиками продуктов, чтобы договориться о снижении бонусов для петербургских производителей. Речь идет о ретробонусах – премии за объемы продаж (около 10%), которую поставщики платят сетям.
Свое пожелание градоначальник озвучил на заседании правительства, которое сейчас проходит в Смольном, передает «Фонтанка».
Губернатор также предложил раз в год собирать производителей и ретейлеров, чтобы те могли договориться о том, сколько продукции будет закупаться у петербургских пищевиков и какими будут бонусы.
Ранее в Госдуме РФ был подготовлен законопроект, снижающий ретробонусы торговый сетей в принудительном порядке. Документ был внесен в парламент еще в январе группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой. Авторы предлагают снизить максимальный разрешенный ретробонус с 10 до 3% поставки, запретить сетям получать любые другие выплаты от поставщика, а также сократить отсрочку платежей за товар: с 10 до 5 дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней — за товары со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней — за товары длительного хранения.
Свои «поправки на поправки» — проект изменений в законопроект Яровой — летом разместил для общественного обсуждения и Минпромторг. Он тоже направлен против сетей: в документе предлагается вообще запретить сетям требовать от поставщиков каких-либо вознаграждений (естественно, включая ретробонусы).
Однако в сентябре Минэкономразвития опубликовало отрицательную оценку регулирующего воздействия на законопроект. В заключении чиновников говорится, что сокращение бонусов ударит по самим поставщикам: оно лишит их инструмента конкуренции. Без бонусов торговые сети будут ориентироваться на заключение договоров только с крупными производителями, товар которых имеет стабильно высокий спрос. И для многих производителей вход в торговые сети станет практически невозможен. Пострадают небольшие хлебопекарни, кондитерские, производители полуфабрикатов и местные производители плодоовощной продукции. Сокращение бонусов и отсрочки оплаты в конечном счете ударят по потребителям, считает Минэкономразвития: сети, у которых вырастет цена закупки и стоимость оборотных средств, просто заложат свои потери в цену товара на полке. Министерство предлагает не вводить жесткие ограничения, заменив их элементами саморегулирования в сфере торговли с участием межотраслевого экспертного совета.
С выводами Минэкономразвития согласны и в аналитическом центре при правительстве (там обсуждение законопроекта проходило 29 июня 2015 года). Член президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев также считает, что в позиции министерства много справедливой критики. «Механизм ретробонусов возник не на пустом месте: это система поощрения торговли за эффективное продвижение товаров, — говорит он. — Если убрать бонусы, сети начнут поднимать цены, чтобы в них спрятать риски последующих скидок». Представитель одной из крупнейших продуктовых сетей считает, что, если поправки к законопроекту будут приняты, увеличения конечной стоимости товаров не избежать: «Это базовая проблема, и хорошо, что Минэкономразвития начало это понимать».
Поставщикам заключение Минэкономразвития не нравится. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уверен, что половину утверждений министерства можно оспорить, так как они далеки от реальности. «Например, в заключении говорится, что отказ от маркетинговых платежей приведет к тому, что мелкие производители не смогут продвигать свой товар, — говорит он. — Однако я считаю, что маркетинговых платежей в принципе не должно быть, так как это, по сути, навязывание товара потребителю. Если товар хороший, он и так попадет на полку. А если производитель благодаря финансовому ресурсу будет продвигать плохой товар, пострадает потребитель».
Депутаты, между тем, намерены доработать поправки к законопроекту с учетом замечаний, высказанных Минэкономразвития.