Виртуальная нефть подвела петербургскую экономику
В Петербурге падение промышленности прекратилось и начался небольшой рост. Правда, пока, скорее статистический — на уровне погрешности измерений. Точнее, следует говорить о стабилизации, считают эксперты. Ее обеспечили главным образом поставщики оборонных предприятий.
Промышленность Петербурга, как и страны в целом, в четвертом квартале впервые продемонстрировала рост, хоть и мизерный – 0,2% в октябре по отношению к сентябрю, по данным Петростата. В ноябре тенденция закрепилась — в отличие от России в целом, где по данным Росстата промышленность опять упала на 0,2%. Впрочем, эксперты не относятся к этим цифрам серьезно — они не превосходят погрешность методики Росстата. Зато отмечают любопытные качественные изменения в экономике — например, заметный рост локализации иностранного автопроизводства. И еще — финны начали в серьезных объемах скупать российские продукты питания.
Оборонка дала толчок
Наиболее заметный рост производства, по словам эксперта, наблюдается в оборонке. «Например, судостроители напряженно работают в две смены, — утверждает профессор кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ Елена Ткаченко. — Но в общем промышленном индексе методика Росстата их пока не учитывает — их вклад появится в 2017 году, когда пойдет реальная отгрузка». Сейчас позитивный вклад дает лишь оборонка с короткими производственными циклами. А также предприятия, обслуживающие ОПК. Таких предприятий довольно много. «В выполнении одного заказа судостроителей участвует от 3 до 5 тысяч предприятий, многие из них — петербургские, — говорит Е.Ткаченко. — Я считают, что именно поставщики оборонки обеспечили в октябре перелом негативной тенденции на позитивную».
Ткаченко считает, что заказы оборонных предприятий обеспечили наибольший рост в промышленности — в металлургии и производстве готовых металлических изделий (+4,7%), а также в производстве пластмассовых и резиновых изделий (+3,7%). У некоторых других поставщиков оборонки также наблюдается заметный, хоть и меньший рост производства — на 1 — 2%.
Некоторые сегменты машиностроения показали очень большой рост. Так, производство турбин в энергомашиностроении выросло в 2 раза (отгружен заказ для электростанций), радиоэлектронное производство — в 1,8 раза, производство стальных труб — на 38%, в радиолокации рост на 25%. Но доля всех этих производств в общем объеме промышленности невелика, так что серьезного влияния на промышленный индекс они не оказали, утверждает Е.Ткаченко
По другим отраслям экономики информации пока очень мало — Петростат ее для открытого доступа не публикует. Весьма заметен рост в IT. Но статистика эту отрасль отражает очень плохо, считает профессор. Грузоперевозки, наоборот, сильно сократились — за счет серьезного падения импорта. «Тут наметилась любопытная тенденция — торговое сальдо «перевернулось». Теперь экспорт стал больше, чем импорт, потому что из-за девальвации экспорт стал более выгодным, чем раньше. Дошло до того, что мы стали экспортировать продукты в Финляндию. Правда, не из Петербурга, а из Ленобласти. Торговые сети Выборга сообщают, что в выходные дни финны скупают у них продукты в огромных объемах», — сообщила Е.Ткаченко.
Строительство за 11 месяцев упало в разных секторах от 10% до 12%, а в целом сокращение составило порядка 8%. «Но это в Петербурге, а в Ленобласти строительство выросло — за счет строительства дешевого жилья в областных пригородах Петербурга», — отмечает эксперт.
Рекорд обеспечили автопроизводители и нефтяники
При этом Петербург остается лидером в СЗФО по величине промышленного спада. За период с января по ноябрь индекс промышленного производства в Петербурге составил 92,1% к аналогичному периоду прошлого года, то есть, сокращение – 7,9% (по России в среднем – 3,3%, промышленный индекс равен 96,7%).
Основной вклад в промышленный спад по итогам 11 месяцев 2015 года дало машиностроение — автомобильное производство и нефтянка («Газпром нефть» и «Сибур Холдинг»). Больше всего упала не существующая в Петербурге, но до сих пор зарегистрированная здесь нефтепереработка — на 50%. Виртуальная городская нефтедобыча, тоже формально дающая вклад в экономику Петербурга, снизила производство на 12% — из-за падения мировых цен на нефть. При этом в натуральных показателях никакого снижения нефтедобычи нет, а есть даже небольшой рост. С прибылью у нефтяных компаний все хорошо, поэтому их вклад в налог на прибыль в этом году по-прежнему весьма приличный, минимум 20%. Как и в поступления от НДФЛ. Конкретных данных нет — нынешнее руководство комитета финансов, как утверждает Е.Ткаченко, закрыло большую часть финансовой информации даже от специалистов.
Автомобильное производство (легковых и грузовых авто), по данным Е.Ткаченко, упало за 11 месяцев на 23%. Оно понизило общий индекс производства транспортных средств и оборудования до 82,2% к показателю 11 месяцев прошлого года. «Позитивная динамика у автопроизводителей может появиться в 2016 году — если начнется экспорт, обещанный Hyunday и Toyota, и соответствующий рост производства», — говорит Е.Ткаченко.
Заметно сократилось также производство электрооборудования — до 88% к прошлому году. «Это тоже эффект падения автопроизводства», — утверждает эксперт. Правда, на 22% выросло производство автокомпонентов. Е.Ткаченко считает это импортозамещением: «Серьезно растет локализация автопроизводства у Hyunday и Toyota. Доля российских комплектующих быстро увеличивается. Это единственный сейчас способ понизить себестоимость автопроизводства».
По данным статистики, автопроизводство является главным виновником рекордного спада промышленного производства (по сравнению с 2014 годом) в Петербурге и его преодоление, как считает Е.Ткаченко, произойдет только при восстановлении показателей автопроизводства, хотя бы на уровне 2014 года (хотя его спад, как известно, начался еще в 2013 году). Преодолеть негативное воздействие автопроизводства может, как считает эксперт, только серьезный рост всех остальных отраслей промышленности, что пока мало реально.
Пищевку сократила молодежь
95% к прошлому году (то есть, падение на 5%) составляет индекс производства пищевых продуктов — главным образом из-за проблем с поставками импортных комплектующих и сырья. «Импортозамещение — длительный процесс и в этом году в пищевке наблюдался дефицит отдельных позиций, влияющих на объемы производства. К тому же комплектующие для иностранного оборудования и импортное сырье (например, высокосортное мясо для дорогих колбас) резко подорожали», — поясняет Е.Ткаченко.
Весьма заметную роль в падении пищевки, по ее мнению, сыграло сокращение спроса и, соответственно, производства слабоалкогольных напитков, главным образом, пива. «Сокращение в этом сегменте с кризисом не связано, — утверждает эксперт. — Оно началось несколько лет назад. Это системный, глобальный спад. У молодежи меняются вкусы — во всем мире, включая и Россию, она перестает употреблять алкоголь, даже слабый. И переключается на энергетики и простую воду, о чем свидетельствует рост соответствующих показателей». Поскольку пищевка составляет порядка 30% общего объема обрабатывающего производства в городе, а слабоалкогольная продукция занимает в «пивной столице» половину пищевки, то эта тенденция вносит существенный вклад в снижение индекса обрабатывающего производства в Петербурге. Рост производства энергетических напитков и простой воды не компенсирует падение производства слабоалкогольных напитков.
Остальные отрасли промышленности стагнируют: у одних спад на доли процента, у других такой же рост.
«С учетом статистических погрешностей моделей расчета эти цифры, как и показатели роста промышленного индекса, не очень показательны, — считает Е.Ткаченко. — Но то, что падение пока закончилось, можно говорить вполне уверенно. Впрочем, оно может возобновиться при дальнейшем падении цен на нефть и ослаблении рубля».