Back in the USSR: в Госдуме готовят уголовную реформу

Группа депутатов от КПРФ внесла в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве)». По мнению экспертов, принятие этого проекта поможет решению одной из главных проблем российской правоохранительной системы — низкого качества уголовного расследования и чрезвычайно малой доли оправдательных приговоров.
Инициаторы законопроекта предлагают резко усилить полномочия прокуратуры, фактически дать право прокурорам руководить следствием. Прокурора планируется наделить правом давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, которые обязательны для следователя и руководителя следственного органа; отменять любые незаконные или необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, а также их самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ; приостанавливать или прекращать производство по любому уголовному делу.
В силу особой важности этой проблемы для бизнеса, законопроект был рассмотрен на заседании экспертного совета при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей Борисе Титове, который частично одобрил законопроект. При этом омбудсмен не поддержал весь перечень передаваемых прокуратуре полномочий. Свое мнение о законопроекте и о позициях участников заседания экспертного совета высказывает директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев:

Усилить прокурора
«Депутаты по существу предлагают движение в сторону советской модели расследования, в которой оперативные мероприятия осуществляет полиция, а следствием руководит прокуратура, которая и представляет обвинение в суде. Подобная (хотя и с некоторыми отличиями), двухзвенная, модель существует во всех нормальных странах и, как показала практика, она оптимальна. Поправки депутатов, правда, не возвращают следствие в прокуратуру и сохраняют отдельный институт следствия (Следственный комитет РФ, Следственные управления МВД РФ), но прокурор становится его полноправным руководителем. Я считаю такую модель более адекватной, чем нынешняя, трехзвенная, где следствие отделено от прокуратуры, которая практически не может влиять на ход расследования, видит обвиняемого и его дело в большинстве случаев только в суде, хотя представляет обвинение в суде и отвечает за него.