«Это тектонический сдвиг»: названы неожиданные последствия «удаленки»
РБК Петербург продолжает серию публикаций, посвященных спецпроекту «Герои года. Энергичные люди». Многие компании, ставшие участниками этого проекта, успешно встроились в новейшие тренды 2020 года, что и обусловило впечатляющие результаты отдельных компаний на фоне общего тяжелого кризиса. Но сложно говорить о том, что кому-то «просто повезло».
Отталкиваясь от историй «героев года», можно утверждать: пандемия обострила те перемены в технологиях, потреблении, раскладе сил на рынках, которые начались до 2020 года — прозорливые люди своевременно их заметили и сделали перспективные инвестиции, во-первых, и грамотно перенастроили компании в обстоятельствах форс-мажора, во-вторых. В-третьих, передовому бизнесу помогла отзывчивость — он откликался на важнейшие запросы общества как благотворительными, так и востребованными коммерческими проектами.
В сегодняшнем тексте — рассказ о неожиданных последствиях массовой «удаленки», выросшем на «ковиде» бизнесе и заработке на онлайн-школах.
Полный e-commerce
Если в предыдущие годы переход торговли в онлайн был постепенным, то в 2020 году он стал всеобщим, и неготовность (сайтов, программного обеспечения, маркетинговых программ) продающей что-либо компании к погружению в интернет играла для нее фатальную роль. Являвшийся нишевым для сферы e-commerce сегмент онлайн-доставки из продуктовых магазинов, наоборот, стал одним из лидеров ретейла по обороту. Впрочем, работал этот сегмент в сложных обстоятельствах — нарастить мощности доставки кратно за считанные дни было тяжелой работой. Как отмечали представители сервисов, «весной нас буквально смело спросом». Опыт и наработанная лояльность аудитории имели важное значение для того, чтобы выдержать стресс предельной нагрузки: петербургский iGooods, созданный предпринимателями Григорием и Дмитрием Кунисами еще в 2014 году, одним из первых в стране быстро решил проблему роста и принципиально расширил по итогам пандемии присутствие на российском рынке.
Еще в марте, когда никто не понимал, что COVID надолго изменит жизнь, Григорий Кунис объявил, что увеличит число курьеров и персональных закупщиков в 2,6 раза, до 3200 человек. «Нам пришлось перестроить систему рекрутинга, обучения и управления персоналом, чтобы быстрее набирать линейный персонал», — рассказали в iGooods. В 2020 году сервис также начал доставку электроники и вышел в 23 новых города.
Топ главных трендов 2020 года:
- Бум диагностики
- Расширение ОМС
- Быстрый рост телемедицины
- Экстренная диверсификация промышленности
- Бурное развитие e-commerce
- Онлайн-образование: противоречивый опыт
- Перемены на рынке офисов и другие последствия удаленки
Сервис доставки «Самокат», основанный в 2018 году Вячеславом Бочаровым и Родионом Шишковым, в марте всего за неделю нанял более тысячи новых курьеров, полностью переведя процесс подбора кадров в онлайн. Сейчас в «Самокате» работает свыше 7 тыс. сотрудников доставки, и их число постоянно увеличивается пропорционально росту заказов, отмечает Игорь Рожков, директор по маркетингу «Самоката». Чтобы справиться с выросшими нагрузками, «Самокат» автоматизировал многие процессы. «Теперь на основе количества заказов в первые два часа работы склада наша система обновляет прогноз по продажам на весь день. Благодаря этим данным мы можем мгновенно увеличивать количество курьеров: сотрудники, которые не планировали сегодня работать, получают приглашение выйти на дополнительные смены, и приступают к работе уже через полчаса», — уточняет Игорь Рожков.
Перспективы бизнеса по доставке покупок оценили такие гиганты, как Сбербанк и Mail.ru Group: в апреле они объявили о покупке 75,6% «Самоката». Переговоры о сделке начались до «ковида», рассказывал Вячеслав Бочаров, отмечая, что рынок доставки стал крайне конкурентным — чтобы обогнать других игроков, нужны крупные инвестиции, которых основатели «Самоката» самостоятельно обеспечить не могли. Новые владельцы не прогадали: во втором квартале 2020 года выручка сервиса увеличилась в 70,9 раза (до 2 млрд рублей) по сравнению с тем же периодом 2019 года, а в третьем — в 20 раз, составив также 2 млрд рублей.
«Я наблюдаю за развитием компании «Самокат» не только потому, что она входит в экосистему Сбера, но и потому, что эта команда сумела создать очень серьезный бизнес с нуля. Грамотный менеджмент, прогрессивные IT-решения и эффективное реагирование на изменения условий — вот рецепт их успеха», — отмечает председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктор Вентимилла Алонсо.
Быстрый взлет имеет оборотную сторону: после того, как пандемия отступит, спрос на доставку неизбежно упадет. И об этом уже сейчас думают игроки рынка. В iGooods, например, рассчитывают на формирование многофункциональных хабов: «Они будут предлагать потребителям более широкий набор услуг, чем просто доставка продуктов: например, химчистку, уборку и помощь с прочими домашними делами», — говорит Григорий Кунис.
Впрочем, участники рынка рассчитывают, что после кратковременной «постковидной» корректировки его ждет длительный плавный рост: сервисы доставки смогут претендовать на то, что 40-50% бюджета россиян на продукты пройдет через их платформы.
Онлайн-образование: проверка боем
Пандемия резко повысила потребность людей в интернет-образовании. Весной 2020 года, когда школьников и студентов перевели на дистанционное обучение, оказалось, что государственные учебные заведения совершенно не готовы работать в новых условиях. У них нет ни программного обеспечения, ни поурочных разработок, учитывающих специфику онлайн-занятий. Школьное онлайн-образование не выдержало проверку боем — и не могло выдержать, говорит генеральный директор просветительского проекта «Лекториум» Яков Сомов: «Дистант, который происходил в апреле и мае — это попытка напрямую перенести очный опыт в новый формат. Но некоторые вещи напрямую в онлайн не переносятся. Эта попытка провалилась — в апреле-мае в обучении происходил полный бардак». На разработку и внедрение методик полноценного дистанционного и смешанного школьного образования, плюс производство соответствующих видеоматериалов, потребуется примерно 2 года, считает Сомов.
Для частного онлайн-образования опыт 2020 года был неоднородным — кому-то удалось заработать дополнительные доходы, другие предоставляли доступ к образовательным онлайн-продуктам в основном бесплатно. В онлайн-школе «ИнтернетУрок» отмечают, что в апреле-мае число пользователей, интересующихся бесплатным контентом, выложенным на сайте проекта, выросло в 10 с лишним раз — до 700 тыс. в сутки. Спрос на услуги «Онлайн-школы № 1» вырос в три раза. Ежемесячно число ее учеников увеличивается на 150-200 человек.
Большинству компаний, работающих в сегменте EdTech, пришлось в этом году набирать дополнительный персонал, многие продолжают это делать и сейчас.
В очевидном выигрыше — сегмент коротких курсов для мотивированных взрослых, стремящихся получить или расширить востребованные рынком труда навыки. Как считает Максим Спиридонов, генеральный директор группы компаний «Нетология-групп» (образовательный центр «Нетология» и онлайн-школа «Фоксфорд»), этот сегмент будет энергично расти, так как образование вышло за рамки схемы «школа-вуз». Обучение становится дробным по форме, оно может длиться всю жизнь. Пандемия усилила у взрослых страх безработицы, еще больше повысила престиж «цифровых» профессий и приучила людей получать услуги онлайн — все это принесло очки подчеркнуто «функциональным» сегментам EdTech рынка. Онлайн-университет digital-профессий Skillbox зафиксировал увеличение спроса в период с апреля по сентябрь в 4,5 раза.
Сервисам онлайн образования для школьников и студентов еще предстоит найти эффективные модели коммерциализации, отмечает Яков Сомов.
Тем не менее, отрасль EdTech уже привлекательна для инвесторов. Здесь быстро начинаются первые продажи, существует короткий цикл от создания продукта до выхода на рынок и получения первой выручки, есть возможность рекрутировать кадры из других регионов и даже других стран. Поэтому проекты в онлайн-образовании очень перспективны, отмечает Алексей Соловьев, венчурный партнер Skolkovo Digital. Он прогнозирует, что объемы этого рынка будут расти на 30–40% в год по количеству новых проектов, числу студентов в онлайн-школах и выручке компаний.
«Удаленка» и ее эффекты
«Удаленка» стала тектоническим сдвигом как для работников и работодателей, так и для многих отраслей экономики, связанных с моделями организации труда. В ГК «Центр речевых технологий» (ЦРТ) отмечают, что спрос на платформы для удаленной работы, публичные облачные сервисы, IP-телефонию и видеоконференции в апреле 2020 года вырос на 40% по сравнению с мартом.
Больше всего потребители нуждались в платформах для проведения видеоконференций. Российский аналог ZOOM — сервис TrueConf — зафиксировал 30-кратный рост спроса на свои услуги. Более чем вдвое выросла выручка у ГК Astra Linux, одного из российских лидеров разработки системного ПО и платформ виртуализации. Вместе с ростом числа кибер-угроз, вызванных удаленной работой, вырос и спрос на решения по кибер-безопасности — в целом компании почти всех отраслей были вынуждены нарастить свои инвестиции в IT, а в IT индустрии вырос дефицит кадров. По данным Российской ассоциации электронной коммерции (РАЭК), сейчас в РФ около 1,8 миллиона IT-специалистов, а дефицит составляет более 220 тыс. человек.
Перемены на рынке офисов — еще одно следствие «удаленки». Спрос упал на любые офисные помещения, при этом сегмент гибких офисов и коворкингов чувствует себя гораздо лучше традиционного сегмента. Управляющий директор IWG в России Ирина Баева отмечала: «С окончанием пандемии удаленные форматы работы, которые сейчас введены в большинстве компаний, останутся. У нас сейчас очень распространена ситуация, когда клиенты сокращают количество арендуемых площадей в классических офисах, а сотрудников, которые трудятся удаленно, переводят на гибкие форматы». Петербургские игроки — «Практик», ГК БестЪ и другие — в 2020 г. наращивали свои сети коворкингов, и на этот рынок приходили операторы из других сегментов.
О том, как COVID-19 изменил расстановку сил на рынке медицинских услуг, почему телемедицина будет быстро развиваться даже после пандемии и зачем бизнес «переобувался в прыжке», читайте в материале от 18.12.2020.