«Как красиво здесь могло бы быть»: итоги архитектурного форсайта РБК
Конкурсанты архитектурного форсайта, проведенного РБК в рамках форума "Будущий Петербург", показали, как можно открыть для горожан занятые предприятиями набережные и вписать промышленную архитектуру в живую городскую ткань.
В этом году будущим архитекторам отдали часть побережья Финского залива на Васильевском острове. Сейчас на Кожевенной линии находятся завод "Севкабель" и Василеостровская ТЭЦ. "В этой части города был нарушен диалог с водой", - подчеркнул профессор кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Нефедов.
Студенческие работы привлекли внимание жюри разнообразием идей: башни-музеи, лофты-трансформеры, арт-баржи. В то же время, по мнению экспертов, авторы еще не успели осознать суровые реалии 2014 года.
Скромное обаяние буржуазии
"В каждом из проектов была какая-то прекрасная идея", - поделился впечатлениями редактор-консультант РБК Петербург Федор Гаврилов. В то же время, заметил он, проекты, предлагаемые креативной молодежью, оказались сверстаны в парадигме уже прошедшего времени. "Та маленькая утопия, которую предложили участники, населена людьми и представлениями о прекрасном из эпохи тучных "нулевых", с их большими деньгами и желанием сравнительно легко заработать еще больше. Яхты, креативные пространства, видовые отели - скромное обаяние буржуазии, relax and enjoy", - пояснил эксперт.
Фото: РБК
Неудивительно, что победу в конкурсе одержал проект, в некоторой степени приближенный к современным реалиям, так как в нем учитывается ограниченность источников финансирования. Команда архитектора Михаила Кондиайна, представившая проект "Парк возможностей", сделала ставку на максимальное использование существующих ресурсов и минимизацию требуемых вложений.
Проект-победитель предлагает создать на месте промышленной зоны парк, сочетающий экологическую и событийную функцию. С одной стороны, это зеленая зона, что важно для Васильевского острова, где, по словам авторов проекта, единственное крупное зеленое пятно - это Смоленское кладбище. С другой - место для проведения спортивных, культурных и деловых мероприятий, как на открытом воздухе, так и в лофт-пространствах бывших промышленных корпусов. "Мы должны создать такую среду, которая способна без дорогостоящих трансформаций и сложного переоборудования справиться с разнообразными задачами, предлагаемыми городом", - подчеркнул один из авторов проекта.
Интеграция промышленности
Фото: РБК
Почти все проекты участников форсайта предусматривают вывод производства "Севкабеля" с рассматриваемой территории. По мнению гендиректора института "Урбаники" Антона Финогенова, это логично, поскольку со знаковых для города территорий, к которым относятся и приморские фасады, промышленную функцию следует выводить. Впрочем, уточнил он, если речь идет о высокотехнологичном производстве, не наносящем вреда экологии, более целесообразно было бы ставить промышленную функцию на части территории, а часть, поскольку современным производствам не нужны большие площади, освободить под проекты, которые улучшают качество городской среды.
"Для следующих форсайтов можно было бы предложить будущим архитекторам поработать над интеграцией промышленности с другими функциями. В Европе это происходит сплошь и рядом", - отметил урбанист.
Одна команда подобную интеграцию предложила. Подопечные архитектора Данияра Юсупова исходили из того, что ни о каких планах по выводу "Севкабеля" с Васильевского острова пока неизвестно. К тому же, как заметил сам архитектор, такая крупная единица развития, как площадка "Севкабеля", "съела" бы потенциал всей остальной территории. Поэтому авторы проекта "Ремедиация" решили сформировать несколько небольших "ядер" развития внутри рассматриваемого квартала - парк, IT-центр, арт-пространство, которые, расширяясь за счет новых старт-апов, постепенно преобразовали бы среду вокруг себя. Завод при этом, по мнению авторов проекта, можно вписать в эту среду за счет работы над фасадами.
Фото: РБК
Яхты и башни
Хотя работам будущих архитекторов, по словам Ф.Гаврилова, не хватило понимания реалий "бурного 2014 года", в яркости идей им отказать нельзя. Так, команда профессора кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерия Нефедова с проектом "Импульс культуры у воды" предложила разместить вдоль набережной баржи-арт-объекты и проложить через квартал новую "зеленую" улицу для пешеходов, велосипедистов и троллейбусов.
Фото: РБК
Команда архитектора Максима Атаянца поместила в 120-метровые трубы Василеостровской ТЭЦ музей истории Петербурга со смотровыми площадками.
Фото: РБК
Подопечные архитектора Сергея Цыцина превратили безликую заводскую набережную в яхтенную марину. А команда гендиректора архитектурного бюро "А-Лен" Сергея Орешкина поместила в свой "Театр авангарда на Кожевенной" уменьшенную версию знаменитой башни Татлина и архитектурные фантазии Якова Чернихова.
Мария Летюхина