«Алиса, я устал»: как в Петербурге растёт спрос на умную жизнь
Весной на Невском проспекте откроется флагманский магазин новой торговой сети «Всёсмарт». Ее запуск был анонсирован поставщиком компьютерной техники «Марвел-дистрибуция». Это первая в России сеть магазинов умных вещей для дома — ее открытие означает, что дистрибуторы техники ожидают потребительского бума на этом рынке. Только за первое полугодие 2021 года, по оценкам экспертов, продажи интеллектуальной техники в России выросли в пять раз. В интервью РБК Петербург генеральный директор «Марвел-дистрибуции» Алексей Мельников сказал, что его компания открывает «голубой океан», и объяснил, почему спрос на интеллектуальную технику должен стать массовым.
SMART-ГРАММОТНОСТЬ
— Какие факты говорят о том, что на умные вещи растёт спрос?
— Последние несколько лет мы видим рост рынка умных товаров для дома в разы: по нашим оценкам, в 2022 году в России он вырастет более чем в 2,5 раза. Сейчас среднестатистический человек пока не может полностью оценить преимущества подхода, который можно обозначить как smartlife (то есть устройства не только для использования внутри дома, но и вне его), но уже через несколько лет всё изменится.
«Последние несколько лет мы видим рост рынка умных товаров для дома в разы: по нашим оценкам, в 2022 году в России он вырастет более чем в 2,5 раза».
— Почему вы решили, что рост продолжится?
— Давайте посмотрим на банковскую сферу. За последние 10-15 лет знания людей в области кредитования, в использовании digital-банковских продуктов значительно выросли. Мы научились и поняли — это удобно. То же самое будет происходить в сфере умной жизни. Сейчас понимание, как это работает, соответствует финансовой грамотности в начале нулевых. Но оно будет углубляться, удобство жизни будет для потребителей в приоритете. Приведу самый банальный пример: люди установили дома умные карнизы или вкрутили в люстру умные лампочки и сразу поняли, как это удобно. Можно занавесить окно или раздвинуть шторы, выключить свет или просто приглушить его буквально одним кликом в приложении или командой голосовому помощнику. Из таких мелочей и складывается комфорт.
— Банковские экосистемы действительно стали очень удобными. Но за их использование мы не платим, а умные устройства для дома нужно устанавливать за свой счёт. Учитывая, что доходы населения растут медленно — перспектива спорная.
— Я не согласен, что наши граждане не могут себе позволить умные вещи — это довольно распространенный стереотип, появившийся в прошлом десятилетии. С развитием технологий падает и цена на такие товары. Во-первых, производители предлагают устройства в широком ценовом диапазоне. Во-вторых, умной квартиру не надо делать сразу. Вы можете сначала купить карниз, потом датчики открытия окон, потом умные розетки — причём вначале в комнату, потом на кухню, потом в прихожую. Это конструктор, и он не требует сиюминутных значительных вложений. Это не ремонт, где бюджет нужно сразу планировать. В этом большой плюс — ваш дом становится умным по мере появления потребностей или дохода.
«Вы можете сначала купить карниз, потом датчики открытия окон, потом умные розетки — причём вначале в комнату, потом на кухню, потом в прихожую. Это конструктор, и он не требует сиюминутных значительных вложений».
ДУШ, КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЕТСЯ ДО БУДИЛЬНИКА
— Сколько стоит сделать однокомнатную квартиру умной? И что необходимо установить, чтобы она стала умной?
— Это вопрос без точного ответа, примерно от 5 тысяч рублей до бесконечности. Все зависит от того, что вы конкретно хотите. Если это однокомнатная квартира, то это могут быть два датчика открытия окон, умный замок, два датчика протекания воды, умные розетки. К этому вы можете добавить робот-пылесос и любую другую умную технику: холодильник, посудомоечную машину, стиральную машину, телевизор, увлажнители для воздуха, полотенцесушители и даже встроенный в стену планшет, чтобы всем этим управлять.
— Можете описать одну из ситуаций из жизни в такой квартире — в чём удобство?
— Например, вы приходите вечером с работы и всё, что вам хочется — отдохнуть и расслабиться. Если у вас умный дом, то достаточно сесть на диван, сказать голосовому помощнику заранее запрограммированную команду (например: «Алиса, я устал») или нажать пару кнопок в приложении на телефоне: запустится сценарий, когда шторы закроются, включится приглушенный свет и приятная музыка, а холодильник пришлет сообщение, что предпочитаемые вами напитки охлаждены до нужной температуры.
Есть и более практичный пример. Не секрет, что есть такая проблема: проснувшись утром, нужно быстро принять душ, а горячей воды в кране нет, её надо пропустить, особенно в старых домах. Здесь поможет умная сантехника, которой можно задать определенное время, к которому вода в душе должна нагреться до необходимой температуры. И когда утром зазвенит будильник, вы уже не будете терять время.
«ГОЛУБОЙ» В «АЛОМ»
— Как запуск сети «Всёсмарт» связан с основными компетенциями компаниями?
— Цель всего этого предприятия — воплощать нашу стратегию. Ещё несколько лет назад мы для себя увидели эту перспективу и много говорили про Интернет вещей, но никто не представлял точно, куда это может привести глобально. Сейчас системно умными устройствами не занимается ни одна розничная сеть. Мы делаем первые шаги в этом направлении и видим много возможных зон роста для компании. Открывая такие магазины, мы повышаем свою ценность как дистрибутора для поставщиков и производителей. У проекта есть и некоммерческая цель — мы хотим стать пионерами в повышении грамотности населения в отношении умных вещей, чтобы люди не боялись внедрять технологии в свою жизнь.
— Как сейчас обстоит ситуация с конкуренцией на рынке интеллектуальных устройств?
— Мы видим «голубой океан» внутри «алого». Розница — это «алый океан», там всё напряжённо в плане конкуренции. Есть четыре всадника Апокалипсиса, в смысле грандиозности их положения на рынке: «СберМегаМаркет», Ozon, «ЯндексМаркет», Wildberries. Эти компании вкладывают огромные бюджеты в раскрутку онлайн-витрины, что постоянно усиливает конкуренцию. При этом мы увидели нишу внутри рынка, которая для нас представляется перспективной, и она свободна. Это и есть «голубой океан».
— То есть ваши ближайшие конкуренты — маркетплейсы, а не сети электроники, как «М.Видео», DNS и прочие?
— Я бы сказал, что маркетплейсы, наоборот, наши партнёры. Мы готовы размещать у них свой ассортимент. Что касается крупных оффлайн-магазинов, то мы готовы предложить им концепцию «магазин в магазине» — размещать витрины «Всёсмарт» внутри гипермаркетов. Уже сейчас ведём переговоры об этом с несколькими сетями. Поэтому не могу сказать, что у нас есть прямые конкуренты. Возможно, нашими конкурентами являются сотовые операторы, которые запускают собственные умные линейки товаров и продают их в своих розничных магазинах. Но в целом рынок пока так пуст и широк, что говорить о конкуренции неправильно, скорее надо говорить про его развитие.
«В целом рынок пока так пуст и широк, что говорить о конкуренции неправильно, скорее надо говорить про его развитие».
— Как в вашей отрасли решается проблема с дефицитом микросхем для техники?
— Мы видим, что из-за этого не все производители могут запустить новые линейки и представить весь запланированный ассортимент. Не все производители выходят на российский рынок, потому что не хватает товара, в Китае разнообразие умных устройств гораздо больше. Но я бы не сказал, что ситуация сложная. Если вы сейчас захотите найти умное устройство любой ценовой категории, вы его найдёте. Дефицит электронных компонентов сейчас не критичен для развития рынка умных устройств в России.