Фитнес-сети перестанут открывать новые клубы в Петербурге
Потенциальная емкость петербургского рынка фитнес-услуг составляет 20%, далее городские сети начнут есть сами себя, считает владелец Fitness House Алексей Фурсов. Крупнейшие петербургские компании собираются активнее развивать регионы. Однако, как отмечают эксперты, на региональных рынках подрастают свои "зубастые" игроки.
Fitness предел
«Мы для себя поставили цель — закрыть город за этот год, — рассказал РБК Петербург глава «Евразия Холдинг» и Fitness House Алексей Фурсов. — Мы откроем еще пять фитнесов, доведем количество сети до 50 точек и полностью покроем петербургский рынок. Далее — только переезды, когда собственники будут приходить к нам с интересным предложением. Открытие новых клубов — только в регионах». Стоимость одного клуба, по оценкам А.Фурсова, — 100 млн рублей.
По мнению экспертов ФИНАМ, объем рынка фитнес-услуг Петербурга составляет 16-21 млрд рублей. По оценкам игроков рынка почти вдвое меньше — около 10 млрд рублей. На Петербург приходится примерно 15% от общего российского фитнес-рынка. Более трети рынка занимают сети. Крупнейшие из них: Fitness House — 41 клуб, SPORTLIFE — 15 клубов и ALEX FITNESS – 12. Постоянно занимаются спортом 5-10% активного населения Петербурга.
«Санкт-Петербург насыщен всей линейкой востребованных фитнес-предложений — эконом, бизнес, элит. В зависимости от методологии подсчета число клубов в городе варьируется от 400 до 500 единиц, — приводит цифры президент федерального холдинга «Алекс Фитнес» Алексей Ковалев. Его компания не запланировала на 2016 год ни одного открытия в городе, однако намерена возобновить региональное развитие и открыть до 15 новых многофункциональных фитнес-центров по всей России. Сейчас у сети 56 клубов в российских регионах, из них 12 — в Петербурге.
Тимур Беставишвили — президент группы компаний «Evolution», занимающейся спортивным консалтингом, уверен, что выход в регионы будет связан со сложностями для петербургского бизнеса. «Там уже подрастают свои зубастые, которые метят в столичные регионы», — отмечает эксперт.
Виолетта Езус, исполнительный директор SPORTLIFE, подтверждает, что в Петербурге рынок почти достиг предела: «Есть районы, где уже перебор, например, на севере». В планах компании на 2016 год открыть всего один клуб в одном из апарт-отелей города, увеличив сеть до 16 точек. В течение двух лет SPORTLIFE рассчитывает достроить собственный спортивный центр на юго-западе города.
Программа похудения
По словам финансового аналитика группы компаний «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, кризис внесет свои коррективы в планы владельцев фитнес-компаний. «Согласно недавним независимым опросам, около 24% респондентов заявили о том, что готовы экономить на подобного рода услугах. На этом фоне я не исключаю, что петербургский рынок в текущем году сократится на 10-20%», — говорит Т.Нигматуллин.
Алексей Ковалев уверен, что в зоне риска в первую очередь попадают несетевые игроки. «Покупка и амортизация тренажерного парка выросла в разы. Для мелких игроков закупка новых тренажеров или увеличение арендной ставки могут стать неисполнимой задачей», — считает он.
При этом А.Фурсов отмечает снижение арендных ставок на рынке как раз для сетевых игроков. «Те договоры, которые я заключаю в этом году, на 30% меньше, чем я заключал 6-8 лет назад», — рассказал глава Fitness House. Кроме того, цена может упасть еще ниже из-за перенасыщенности площадей под фитнесс-центры. «На сегодняшний день для некоторых строителей возведение фитнес-центров является обязательным, потом их нужно продавать или сдавать. А поскольку рынок на фитнес-услуги насыщен, то цена квадратного метра будет падать».
Новые программы
Тимур Беставишвили категорически не согласен с тезисом о насыщении рынка. По его мнению, в городе сохраняется возможность развития сетей в новых форматах и есть потенциал двукратного увеличения числа клубов.
«Рынок фитнес-услуг в Петербурге перенасыщен только в формате крупных игроков. Эти сети фактически конкурируют друг с другом, — отмечает эксперт. — На рынке Санкт-Петербурга существуют совершенно пустующие ниши. У нас нет ни одного премиального клуба, а те, кто себя такими называет, не являются ими по сути, потому что премиальность — не антураж, а качество работы». Не развит, по словам эксперта, и демократичных по цене (10-15 тыс. руб. в год) форматов клубов у дома, а также нет полноформатных фитнес-центров для женщин.