Банк «Санкт-Петербург»: Жетоны в метро — это анахронизм
С января 2015 года оплатить поездку в петербургском метро можно непосредственно на турникете - с помощью карт, поддерживающих технологию бесконтактных платежей PayPass или payWave (от платежных систем MasterCard и Visa соответственно). Прием платежей обеспечивает Банк «Санкт-Петербург», выигравший соответствующий конкурс в конце прошлого года. О первых результатах внедрения услуги и перспективах расширения сферы применения платежей банковскими картами в общественном транспорте корреспондент РБК Петербург расспросил заместителя председателя правления Банка «Санкт-Петербург» Павла Филимоненка.
Как быстро был реализован проект внедрения бесконтактных платежей в метро и насколько он был для вас затратным?
Объявление о проведении конкурса на организацию услуг эквайринга в турникетах было размещено на официальном сайте метрополитена 5 декабря 2014 года. Мы приняли участие в конкурсе и выиграли его.
Было два основных параметра - размер торговой уступки (то есть комиссии, которую банк взимает с каждого платежа) и сроки внедрения услуги - все нужно было сделать, грубо говоря, за месяц. Мы совершенно по-честному выиграли, процедуры были максимально публичными. В результате к середине января на каждой станции метрополитена все багажные турникеты (крайне левый или крайне правый в зависимости от станции) были оборудованы ридерами для считывания бесконтактных банковских карт Visa и MasterCard. При этом специалисты MasterCard помогли нам. Их консультации позволили, во-первых, реализовать проект в сжатые сроки, а во-вторых, внедрить решения, которые позволяют ускорить прием и обработку платежей.
На всю эту историю мы потратили около 4 млн рублей. Основные вложения пришлись на сопряжение программного обеспечения, установленного на турникете, и банковского процессинга.
Каковы первые результаты внедрения услуги?
Количество операций на турникетах за первые две недели февраля превысило 16,5 тыс. Однако интерес постоянно растет: к середине месяца мы фиксировали уже по 2 тыс. транзакций в день. Людям нравится, что не нужно искать деньги, тратить время на приобретение жетонов или пополнения транспортного приложения - достаточно использовать свою банковскую карту, которой они ежедневно оплачивают покупки и услуги. Проблема, впрочем, состоит в том, что пока не все банки выпускают карты с возможностью бесконтактных платежей. Причина простая - такая карта стоит дороже. Однако очевидно, что с количество таких карт стремительно увеличивается.
Когда можно (и можно ли) ожидать оснащения всех турникетов возможностью принимать платежи по бесконтактным банковским картам?
Пилотный проект, в рамках которого, прием платежей осуществляется только на одном турникете на каждой из 72 станций, рассчитан на 6 месяцев. Я считаю, что внедрение услуги прошло успешно, и надеюсь, что метрополитен досрочно примет решение оснастить большее количество турникетов возможностью приема бесконтактных платежей по картам. В обозримой перспективе все турникеты будут поддерживать такую услугу. В наших планах до конца года увеличить количество таких турникетов до 650 штук. Подобный проект - первый в России. До последнего момента бесконтактные платежи были внедрены в «Аэроэкспрессах», в некоторых сетях быстрого питания (например, в McDonald's или в «Теремке»), но в такой массовой истории как метрополитен мы пионеры. Я напомню также, что в прошлом году мы победили в конкурсе на установку терминалов по приему карт в кассах метрополитена. Каждый месяц объем безналичной оплаты жетонов и проездных увеличивается на 25-30%.
Возможно ли внедрение бесконтактной оплаты картами в наземном транспорте?
Безусловно. Насколько я понимаю, движение в этом направлении уже началось. Город обсуждает с участниками рынка, что это будет, как это будет организовано, будет ли интегрироваться с развитием системы паркоматов при внедрении платной парковки (чтобы не размножать количество платежных инструментов).
Мы будем участвовать во всех конкурсах, если это будет интересно экономически и технологически. Мое видение ситуации такое: безусловно, для такого крупного мегаполиса как Петербург должен быть некий внутренний транспортный инструмент (скорее всего, на основе «Подорожника»), а человек, который пользуется общественным транспортом эпизодически или же является гостем города, должен получить возможность использовать свою банковскую карту. Нужно уходить от таких анахронизмов как жетоны, бумажные билеты и так далее. Банковская пластиковая карта сегодня есть практически у всех.
Беседовал Борис Федоров, журнал "Наши деньги"