Е.Рогова: Экономика Ленобласти пострадает сильнее петербургской
Резкое падение курса рубля к мировым валютам, фактическая девальвация, не может не отразиться на экономике Ленинградской области. Правда, степень этого воздействия зависит от структуры экономики региона и некоторых других факторов. Какова роль всех этих факторов и насколько сильно пострадает экономика Ленобласти, мы попросили высказать свое мнение руководителя Департамента финансов НИУ «ВШЭ-Санкт-Петербург», профессора Елену Рогову.
Как изменилась устойчивость экономики Ленобласти после кризисов 1998 и 2008 годов?
После этих кризисов в Ленобласти появилось довольно большое количество предприятий, которые стали определять развитие региона. Это порты и связанные с ними логистические и стивидорные компании, трубопроводная система. Также базовыми отраслями стало строительство, особенно в петербургской агломерации, автомобильная промышленность. В последние годы большую роль стали играть высокотехнологичные производства, в первую очередь, химико-фармацевтические. В прошлом году Ленобласть даже стала лидером среди регионов РФ по инновационной активности. Было реализовано несколько крупных инвестиционных проектов.
Благоприятный инвестиционный климат способствовал привлечению в регион стратегических инвесторов, в том числе зарубежных. По статистике, до 35% строящегося жилья в Петербурге и области сосредоточено в областных пригородах Петербурга, прежде всего, во Всеволожском районе (Мурино, Кудрово, Янино, Девяткино). Это обусловлено более благоприятными условиями для застройщиков, прежде всего, реализуемой программой «Социальные объекты в обмен на налоги». Из всех регионов Северо-Запада именно в Ленинградской области наилучшим образом, как показывает статистика, распоряжаются привлеченными ресурсами.
Какие из базовых отраслей выдержат падение курса рубля, а какие, наоборот, пострадают и насколько сильно?
Пострадают все. Для частных инвесторов возникает проблема привлечения ресурсов, а сам бюджет Ленинградской области относительно мал и к тому же, дефицитный. Особенно серьезные проблемы возникнут у тех предприятий, которые сильно зависят от импорта и ориентированы на спрос населения. В частности, строительство, которое пострадает не только из-за удорожания импортных комплектующих, но также из-за очевидного падения спроса, поскольку покупательная способность граждан наверняка понизится. Сейчас ажиотажный спрос на жилье подталкивает строительство, но понятно, что это фактор достаточно краткосрочный.
Конечно пострадает машиностроение, в наибольшей степени, по-видимому, зависящее от поставок импортных комплектующих. В частности, как будут выживать производители автомобилей и их компонентов, я вообще затрудняюсь сказать. Но то, что им придется тяжелее всех, это очевидно. Нефтепроводная система и порт Приморск уже страдают из-за падения мировых цен на нефть. Все отрасли пострадают также и от сокращения спроса на их продукцию – заказы наверняка уменьшатся.
Насколько сильно сократилась с предыдущих падений рубля в 1998 и 2008 годах зависимость предприятий от импортных комплектующих? Ведь наверно с тех пор импортозамещение начало развиваться…
Началось, конечно, но очень медленно. Только в последние два года стали предприниматься заметные усилия в этом направлении. Для этого нужны серьезные инвестиции в модернизацию производственных мощностей, а их не было. В результате, сейчас две трети, в среднем, комплектующих для наших предприятий импортируется.
А сельское хозяйство? Ведь оно в Ленобласти довольно сильно развито - первые места в России по производству яиц и по молочной продуктивности коров, третье место - по производству мяса птицы и выращиванию форели…
В Ленинградской области много развитых и технологичных сельскохозяйственных производств. Здесь по ряду позиций уже произошло импортозамещение (например, поставки курятины, молочной продукции).Тем не менее, с учетом климатических условий и высокой стоимости финансовых ресурсов, сельское хозяйство в целом убыточно и держится на государственных субсидиях. Практически все корма, витамины и оборудование для животноводства импортируются, так что если государство срочно не увеличит субсидии, то проблем не избежать.
Чья экономика больше пострадает от девальвации, Петербурга или Ленобласти? Ведь структура экономики у них наверно разная…
Структура экономики двух регионов заметно различается. В Петербурге исторически сложилась диверсифицированная экономическая база. Ее основные драйверы – машиностроение, представленное широким рядом подотраслей, услуги и торговля. В меньшей степени – строительство. Активно развиваются высокотехнологичные услуги, в том числе финансовые. В городе есть крупные предприятия и других отраслей – пищевая промышленность, легкая промышленность, медицинская и фармацевтическая промышленность. Кроме того, в городе сконцентрированы крупные налогоплательщики.
В Ленобласти строительство играет гораздо большую роль. Также сельское хозяйство, транспорт (порты и трубы), производство стройматериалов и, конечно, «Киришинефтеоргсинтез». В то же время экономика петербургской агломерации становится все более однородной – ее структура в городской и областной части уже практически одинаковы.
Петербургская экономика более диверсифицирована, чем областная. В Ленобласти меньше запас прочности, поэтому она пострадает больше, чем город. К тому же экономика области поляризована. Если петербургская агломерация в основном связана с городом – технологически и логистически, то отдаленные районы гораздо больше сконцентрированы на местных градообразующих предприятиях, ориентирующихся либо на частных инвесторов, либо на заемные средства. Поэтому они больше подвержены кризисным явлениям. Это касается и бюджетов. Зато падение доходов у относительно более богатых петербуржцев будет более заметным.
Беседовал Владимир Грязневич