А.Епифанов, «Левенгук»: Мы будем закрывать магазины, как только почувствуем падение прибыли
Последние недели года принесли продуктовым ретейлерам и продавцам товаров нон-фуд небывалую прибыль. Люди, пытаясь спасти свои накопления, устремились в магазины за холодильниками, ноутбуками, лекарствами и икрой. Продавцы, столкнувшись с ажиотажным спросом, признают, что первые месяцы следующего года будут сложными. РБК поговорил с Антоном Епифановым, генеральным директором компании «Левенгук», входящей в тройку лидеров по продаже оптических приборов, чего не нужно бояться в кризис, почему компании пока не интересно полностью уйти в онлайн и как будет менять стратегия ее дальнейшего развития.
Насколько ваша компания зависима от курса евро и доллара? Как в ситуации непредсказуемого курса вы намерены развиваться дальше?
Мы от доллара зависим полностью, компания производит и покупает продукцию за пределами России. В течение года доллар поднимался постепенно, вслед за ним мы плавно поднимали цены. Но в прошлую пятницу мы перестали это делать — сейчас не нужно паниковать, гнать, нужно дождаться, чем завершится рублевый обвал и думать, что делать дальше.
Сколько может продлиться ожидание?
Думаю, что экономическая турбулентность, в условиях которой все летит в тартарары, завершится в первые месяцы 2015 года. Я уверен, что доллар вернется к предыдущим значениям.
А что с новыми закупками? Вы приостановили их или закупаетесь по сегодняшнему курсу?
Мы закупки не останавливали, размещаем заказы по тому графику, который был составлен еще осенью .
У вас есть собственная сеть. Как будет меняться стратегия ее развития?
Я, как ни странно, ожидаю благоприятное и успешное продолжение бизнеса. У нас был уже опыт работы в кризисной ситуации 2009 года. Мы начали развивать розничную сеть магазинов оптической техники «Четыре глаза», когда на рынке была низкая стоимость аренды и много вакантных площадей.
А как быть со спросом, покупатели могут не прийти в ваши магазины, потому что вы продаете не гречку или хлеб.
Я просчитал вариант в случае, если наши продажи падают в два раза. Мы можем сократить издержки, уволить персонал, закрыть часть магазинов. Даже если рынок начнет сжиматься и начнется катастрофа, мы по-прежнему останемся лидером. Будем продавать меньше — но останемся на плаву.
Вы планируете закрывать какие-то точки?
Сейчас мы не закрываем магазины, только пересматриваем договоры аренды. У нас есть несколько долларовых договоров и в Петербурге, и в Москве, по ним мы фиксируем курс - 33-34 рубля. Рублевую аренду тоже планируем снижать. Мы следуем за спросом: если покупатель перестанет тратить деньги (а есть предпосылки к этому), мы не сможем держать магазин. Если год назад в случае, когда магазин балансировал на грани убыточности и прибыльности, можно было заниматься его рекламой и продвижением, то сейчас этим экспериментам не место. Мы будем закрываться, как только мы почувствуем спад прибыли. Вообще, я не считаю проблемой закрытие магазинов. Розница — это инструмент. Если нужен молоток, взял молоток, не нужен — отложил.
Как изменились отношения с вашими франчайзи?
В основном теперь работаем по предоплате. В последние месяцы тщательно отбирали, кому можно давать технику на реализацию, кому нельзя.
А как франчайзи решают эту проблему? Где они берут средства, чтобы заранее заплатить вам?
Некоторые берут кредиты, некоторые так справляются.
Были ли отказы от сотрудничества с вами из-за изменившейся схемы?
Пока провала мы не чувствуем. У нас достаточно специфический рынок, мы все-таки не колбасу продаем. Сейчас для нас удачный сезон — традиционное время для подарков. К тому же, в этом году люди покупают активнее, спасая рубль. Дальше будем смотреть.
Насколько выросла ваша выручка за первые две недели декабря?
Значительно выросла к аналогичному периоду прошлого года. Точную цифру не могу назвать.
А вы не пробовали уйти полностью в онлайн?
Наш опыт показал, что магазины нужны. Даже если потребитель выбирает товар в интернете, ему нужно прийти, посмотреть и пощупать товар. У нас есть проект магазина детских товаров «Неопод». Это гипермаркет, где есть зона онлайн заказа и складские помещения. Такая же концепция, как та, которую сейчас реализует Ulmart.
Ваша компании реализует товары в том числе под собственной маркой Levenhuk. Зачем вам производство и видите ли вы предпосылки, чтобы перенести его из Китая в Россию?
В среднем по компании маржа 48%. На чужих марках мы зарабатываем меньше - 25-30%. Собственное производство дает нам возможность получить больше прибыли от продажи товара. Но возможности производить в России я, к сожалению, не вижу. У нас с производством ситуация не изменилась еще с Советского Союза – мы можем сделать штучный сложный товар, но не в состоянии организовать недорогое массовое производство.
Беседовала Наталья Доброва