От монополизации рынка АЗС пострадает качество топлива
Амбициозные планы вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) топливного рынка по строительству и перекупке у мелких игроков Санкт-Петербурга сетей автозаправочных станций (АЗС) могут привести к монополизации данного сектора несколькими крупными компаниями, считают эксперты.
Первым из ВИНК на рынок нефтепродуктов города пришел ЛУКОЙЛ, потом ТНК, Shell и "Роснефть". Всего в Санкт-Петербурге и Ленинградской области представлено 10 ВИНК и 13 независимых компаний - 19 из них являются местными игроками. В регионе насчитывается 501 АЗС: 47,5% принадлежит монополистам, на долю независимых участников рынка приходится 52,5%.
Несмотря на явную перенасыщенность рынка Санкт-Петербурга автозаправочными станциями, комитет по строительству правительства города постоянно выставляет на торги земли под возведение новых АЗС, совершаются сделки по перекупке существующих заправок мелких компаний.
При этом участники рынка единогласно высказывают мнение, что наблюдающийся сегодня острый дефицит топлива приводит к повышению оптовых цен. Правительство всеми силами пытается сдержать их рост, предлагая "заморозку" в качестве кардинальной меры.
"Если антимонопольная служба поставит крупных игроков в еще более жесткие условия, независимым игрокам станет очень сложно. Уже сегодня справедливая цена на нефтепродукты должна составлять на два рубля больше, чем та, которую мы имеем. Независимые участники рынка работают, конечно, не в убыток себе, но точно в нуль" - говорит генеральный директор сети автозаправочных комплексов "Аэро" Антон Иванов.
Главный трейдер ООО "Невский мазут" Дмитрий Иванов высказывает мнение о том, что рынок нефтепродуктов Санкт-Петербурга в 2008г. столкнется с увеличением количества топлива низкого качества. Он объясняет это наблюдающейся уже сегодня тенденцией консолидации нескольких крупных участников рынка в Петербурге, которые в будущем смогут контролировать весь рынок.
Соглашается с ним и А.Иванов: "С приходом монополизма на рынок нефтепродуктов Санкт-Петербурга горожане неизбежно столкнутся с проблемой топлива плохого качества. Дело даже не в том, что существуют крупные и мелкие компании, а в том, что все находятся в зависимости от поставщиков топлива". Эксперт отмечает, что ВИНК очень большие объемы бензина поставляют на запад, внутри страны ничего не остается. Это приводит к росту цен на топливо и к ухудшению его качества. "Продавец вынужден обращать внимание на цену. Компания покупает и производит свою продукцию из того, что предлагают по более низкой цене", - говорит А.Иванов.
Между тем, уже сегодня порядка 30% топлива в Петербурге является непригодным для использования. Так, в июне 2007г. в Морском порту Санкт-Петербурга была обнаружена крупная партия топлива с высоким содержанием натрия, использование которого наряду с водой и магнием может привести к быстрой коррозии оборудования - заявляет менеджер по работе с клиентами DNV Petroleum Service Александр Бедай. "Потребитель сталкивается с очень большим риском при использовании нефтепродуктов", - резюмирует он.