Гендиректор Inflot Cruise&Ferry А.Мушкарев: Мы учли прежние ошибки паромной линии Петербург — Хельсинки
С 21 апреля 2010 года возобновляется паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Оператором линии выступает зарегистрированная на Кипре компания St Peter Line, которая потратила порядка 50 млн евро на аренду у датчан DFDS A/S судна Princess Maria для этого маршрута. Генеральный агент линии - группа компаний Inflot Worldwide.
О том, почему очередная попытка связать Северную столицу России со столицей Финляндии морем, по мнению инициаторов проекта, не должна провалиться, РБК рассказал Андрей Мушкарев, генеральный директор компании Inflot Cruise & Ferry. Компания уже пять лет продает россиянам морские круизы, а сейчас занимается продвижением нового продукта.
- Нынешняя попытка наладить паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки - далеко не первая. Почему вы думаете, что на этот раз все сложится?
- Все сошлось: и отмена визового режима (напомню, в российское законодательство внесены поправки, которые дают право путешествующим на паромах иностранным туристам в течение 72 часов пребывать на территории РФ без виз), и огромный интерес со стороны скандинавов, и наличие серьезных инвесторов, которые готовы поддерживать и развивать линию.
- На чьи же средства реализуется проект? И какова поддержка города?
- Возобновление паромного сообщения с Хельсинки стало возможным благодаря группе инвесторов - как российских, так и представляющих Евросоюз. Что касается города, хотя он и не участвует в проекте финансово, поддержка властей Санкт-Петербурга для нас очень важна. Лоббирование городом законопроекта об отмене виз для пассажиров паромных судов было принципиальным основанием для открытия линии. Пожалуй, основной проблемой операторов, пытавшихся открыть паромное сообщение со столицей Финляндии в предыдущие годы, был именно визовый режим для иностранцев.
- А знают ли европейцы, что теперь у них есть возможность на три дня отправиться в Россию без визы?
- Мы были удивлены тому, насколько активно власти Финляндии и, в частности, Хельсинки включились в рекламную кампанию. Они, конечно, продвигают не продукт, а скорее возможность путешествий в Санкт-Петербург на день-три без лишних формальностей. Стоит учесть, что Финляндия становится едва ли не единственным государством ЕС, которое дает возможность иностранцам в любой момент приехать в Россию, не получая визы. Финские власти даже строят свою рекламную кампанию на основе идеи: "Хельсинки - это ворота в Россию".
- В кризисном 2008 году аналогичный проект потерпел неудачу в том числе потому, что только 10% пассажиров парома, по словам самих организаторов, составляли финны. Как обстоят дела с новой линией?
- На сегодня, по предварительной оценке, 50% путешественников составляют россияне, 50% - иностранцы. Мы ожидаем, что доля скандинавских и, в первую очередь, финских покупателей будет расти.
- Сколько уже продано билетов на ближайшие рейсы?
- Первый рейс фактически состоится не 21 апреля (на этот день запланирована презентация парома для городских и федеральных чиновников, представителей турфирм и так далее, так что о продажах по нему судить сложно), а 22-го. На 22 апреля, когда судно впервые отправится из Хельсинки в Петербург, не осталось ни одного билета. Загрузка рейса Петербург - Хельсинки на 23 апреля составляет порядка 70%.
- Интерес финнов к новой линии понятен. А чем вы можете заинтересовать петербуржцев, которые привыкли к другим, наверное, более быстрым и дешевым способам пересечения границы?
- Стоимость проезда на пароме сопоставима с ценой билета на самолет или поезд. Дешевле отправиться в Финляндию отсюда можно только на машине или автобусе, а всем известно, какие очереди бывают на пунктах пропуска. Паромное сообщение дает возможность пройти паспортный и пограничный контроль максимально оперативно: для удобства пассажиров на морском вокзале открыто достаточное количество окон check-in, регистрация будет открыта в течение трех часов до отправки судна, а один автомобиль будет проходить таможню за 5-7 минут. Паром прибывает на терминал в самом центре Хельсинки. Плюс комфорт во время путешествия, развлекательная программа, бары и рестораны, магазин duty-free на борту.
- Вы не упомянули казино.
- Предусмотренное еще при постройке судна "казино" - слишком громкое название, это всего несколько столов и игровые автоматы. Рейс по вторникам с выходом из Петербурга в море и возвращением обратно в город запланирован не для организации азартных игр в нейтральных водах, как некоторые поспешили предположить, а для сохранения расписания и чтобы судно не простаивало в порту. В этот день недели у нас будут осуществляться так называемые развлекательные рейсы - корпоративы, свадьбы, дни рождения, концерты.
- Нашлись уже клиенты на эти корпоративные выходы в море?
- Да. Могу сказать, что в конце мая - в июне несколько крупных вузов намерены провести на пароме выпускные вечера.
- Планирует ли оператор в будущем запускать новые маршруты в страны Евросоюза? Компания говорила о возможном открытии сообщения со Швецией и Германией. Как насчет Таллина?
- На наш взгляд, рынок пока не готов к паромному сообщению со столицей Эстонии, к тому же из Хельсинки туда ежедневно отправляются несколько судов. Через год планируется приобретение еще одного судна, для линии Санкт-Петербург - Стокгольм. Следующий шаг - открытие сообщения с немецким портом Росток. Кроме того, компания St Peter Line рассматривает возможность открытия паромного и круизного судоходства из порта Сочи.
- Здесь есть расчет на интерес к городу в связи с предстоящей Олимпиадой?
- Да, и небезосновательный. Для примера: в 1992 году порт Барселона принимал порядка 12 круизных судов, к Олимпийским играм там был построен современный пассажирский комплекс, и сегодня Барселона является крупнейшим портом Средиземного моря, принимает больше тысячи круизных судов в месяц. Inflot Worldwide развивает порт Сочи для круизных судов с 1999 года, когда в город не было ни одного захода. В 2010 году ожидается уже порядка 60 судозаходов. Возможно, Олимпиада-2014 послужит толчком для дальнейшего развития морского сообщения в этом городе.
- Существуют ли планы по увеличению частоты рейсов из Петербурга в Хельсинки? Появятся ли на этой линии новые паромы?
- Согласно бизнес-плану, если через полтора года линия выйдет на самоокупаемость (для этого достаточно загружать нынешний паром хотя бы на треть), на линию будет приобретено еще одно судно.
- Каковы ваши ожидания по объему перевозок между Петербургом и Хельсинки?
- Полная загрузка судна - это около 500 тысяч пассажиров ежегодно. Но мы рассчитываем, что за год с момента открытия линии перевезем порядка 350 тысяч человек. Санкт-Петербургу это принесет порядка 30 млн евро за счет тех денег, что тратят пассажиры паромов, которые, в отличие от круизных туристов, останавливаются в гостиницах, ходят в рестораны - в общем, тратят деньги в городе.
- Что же, по-вашему мнению, сделали не так операторы линий, не преуспевшие в предыдущие годы, если не считать объективного фактора в виде визового законодательства?
- Мы продавали круизы и прежде, и видели все ошибки тех компаний. Скажем, Stella Lines, запустившая паром два года назад, выбрала неудачное время открытия линии - в августе, когда сезон уже заканчивался. У компании Tallink, которая пыталась работать на линии Петербург - Хельсинки в 2003 году, было не очень грамотно составлено расписание рейсов. Думаю, с учетом этого опыта нынешняя линия непременно будет успешной.
Princess Maria ("Принцесса Мария") – современный пассажирский паром, построенный в Финляндии в 1981 году и реконструированный в 2009 году. Пассажирская вместимость судна - 1 тыс. 638 человек, автомобильная палуба вмещает до 395 транспортных средств, число кают на судне - 606.
Паром будет каждую неделю совершать пять рейсов из Петербурга и Хельсинки. Из финской столицы "Принцесса Мария" будет выходить по четвергам, субботам и понедельникам, из города на Неве - по средам, пятницам и воскресеньям. Во вторник судно будет выходить из Петербурга в морской развлекательный круиз без захода в иностранные порты.