Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Половина авиакомпаний РФ находятся на грани банкротства

Росавиация подвела итоги первого полугодового мониторинга финансового состояния российских авиакомпаний. Он показал, что в "нестабильном финансовом положении" находится 42% российских авиакомпаний и больше трети авиаперевозчиков из топ-20, пишет 18 августа газета "Коммерсантъ".
Половина авиакомпаний РФ находятся на грани банкротства

Росавиация подвела итоги первого полугодового мониторинга финансового состояния российских авиакомпаний. Он показал, что в "нестабильном финансовом положении" находится 42% российских авиакомпаний и больше трети авиаперевозчиков из топ-20, пишет 18 августа газета "Коммерсантъ".

Росавиация вправе ограничить этим компаниям полеты вплоть до отзыва свидетельства эксплуатанта. Правда, эксперты уверены, что на крайние меры ведомство не пойдет, но ограничения последуют и финансовое положение этих перевозчиков будет только ухудшаться.

Как говорится в подготовленной Росавиацией справке, в "нестабильном финансово-экономическом состоянии" находится 42% всех российских перевозчиков с долей в общей выручке по рынку 24,4%. Финансовое состояние пяти первых по пассажирообороту авиакомпаний - "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "ЮТэйра" и "Оренбургских авиалиний" - вопросов у ведомства не вызывает. В справке подчеркивается, что они платежеспособны и стабильны.

Однако в документу указывается, что, из перевозчиков, занимающих в рейтинге места с 6-го по 17-е, семь находятся в зоне риска. При этом 23% российских авиакомпаний на начало текущего года имели отрицательную стоимость чистых активов, в связи с чем, согласно Гражданскому кодексу, "их легитимность может быть поставлена под сомнение и реальна угроза их закрытия", отмечается в справке.

"В течение анализируемого периода действенных мер к исправлению ситуации собственники организаций не осуществили", - заключается в документе. Названия "нестабильных" авиакомпаний в Росавиации сообщить отказались, отмечает газета.

Напомним, о необходимости проводить регулярный мониторинг финансового состояния российских авиакомпаний Росавиация заявила после остановки полетов альянса AiRUnion в 2008 году. Однако первый мониторинг такого рода был проведен только по итогам этого полугодия, поскольку Минтранс утвердил перечень критериев для оценки состояния компаний лишь 1 апреля.

По мнению генерального директора консалтингового агентства Infomost Бориса Рыбака, финансово благополучными из списка первых 17 перевозчиков можно определенно считать только компании, аффилированные с лидерами рынка: "Глобус" (входит в холдинг S7 вместе с "Сибирью") и дочерние компании "Аэрофлота" - "Донавиа" и "Нордавиа".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавил, что финансовых проблем не должно быть у авиакомпании "Якутия" благодаря поддержке республиканской администрации, а также у чартерной авиакомпании "Северный ветер", - заработок на чартерных перевозках обычно невелик, но при растущем пассажиропотоке это стабильный бизнес.

Финансовая состоятельность остальных авиакомпаний вызывает у экспертов сомнения. "Тяжелым" Б.Рыбак называет положение ГТК "Россия" (6-е место по пассажирообороту), имевшей на начало года долг свыше 6 млрд рублей и увеличившей перевозки за первое полугодие всего на 9,1% (всего по рынку - 30,1%). При этом в 2009 году чистый убыток ГТК "Россия" составил рекордные для отрасли 5,7 млрд рублей.

Следующая в рейтинге "Владивосток авиа" залезла в убытки уже в этом году: по итогам I полугодия компания потеряла 729,1 млн рублей против прибыли в 16,4 млн рублей за аналогичный период прошлого года. "Это очень много", - констатирует Б.Рыбак. Сама авиакомпания в комментарии к сообщению об убытках пояснила, что они возникли из-за "демпинговых тарифов, установленных на рынке ведущими авиаперевозчиками".

Почти такой же убыток у "Уральских авиалиний" (8-е место) - по итогам первого полугодия компания потеряла 645,5 млн рублей.

"Очень тяжелой" Б.Рыбак называет проблему долгов "Атлант-Союза" (11-е место): по состоянию на конец 2009 года задолженность этого авиаперевозчика составляла порядка 14 млрд рублей.

Эксперт опасается и за финансовое благополучие двух чартерных перевозчиков - "ВИМ-Авиа" (10-е место) и Red Wings (15-е место). Первая за последние два года серьезно сократила свое присутствие на туристическом рынке, а со второго авиаперевозчика лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) требует в суде 330,7 млн рублей за лизинг самолетов Ту-204 (общий долг компании перед ИФК составляет более 600 млн рублей).

Не так плохо идут дела у авиакомпании SkyExpress, занимающей 17-ю строчку в рейтинге по пассажирообороту. Всего месяц назад, когда руководитель Росавиации Александр Нерадько провел совещание по итогам полугодового мониторинга, в числе особо "нестабильных" в этом отношении была названа только авиакомпания SkyExpress. Однако спустя несколько дней холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски договорился с акционерами SkyExpress о стратегическом партнерстве, предполагающем ее объединение со входящими в "Базэл" "Авиалиниями Кубани" (27-я позиция по пассажирообороту). Источник газеты в Минтрансе сообщил, что "Базэл" уже выдал гарантии по кредитам перевозчика, отведя от него угрозу санкций со стороны Росавиации.

На основании результатов мониторинга федеральные авиационные правила позволяют Росавиации отзывать у перевозчиков свидетельство эксплуатанта. Однако останавливать полеты всех авиакомпаний, чье положение признано нестабильным, Росавиация не решится, уверен Б.Рыбак: слишком велики могут оказаться социальные последствия.

"Но этим компаниям будут ограничивать полеты, например, отказывать в допуске к чартерам, не выдавать разрешения на новые международные маршруты, что обеспечит им медленную смерть", - говорит он. Часть финансово неустойчивых авиакомпаний будут надеяться на консолидацию с крупными участниками рынка, но вряд ли у кого-то будет желание поглощать проблемные компании, констатирует эксперт.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
США выведут часть воинского контингента из Чада Политика, 02:32
США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд Политика, 02:28
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» Спорт, 02:10
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 02:09
По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам Политика, 01:45
Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП Бизнес, 01:36
Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 Политика, 01:17
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС Политика, 01:16
Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи Политика, 00:56
В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым Политика, 00:44
Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех Политика, 00:29
Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине Политика, 00:10
Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета Экономика, 00:06
Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев Финансы, 00:00