Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Почему иностранные автопроизводители не хотят приходить в Россию?

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Российские власти видят устойчивый тренд к восстановлению спроса на автомобильном рынке, сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на дискуссии «Российский автопром: настоящее и будущее» на Петербургском международном экономическом форуме. По его данным, в январе-мае 2023 года в стране зарегистрировано 414 тыс. новых автомобилей, против 390 тыс. за аналогичный период прошлого года.

Однако, несмотря на постепенное восстановление рынка, привлечь в российский автопром иностранных — по большей части восточных — инвесторов не удается, говорят отечественные производители. Они связывают это с высокими инвестиционными рисками в российскую экономику и все еще недостаточным объемом внутреннего рынка.


Почему иностранные автопроизводители не хотят приходить в Россию?
Сергей Громак, вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа»:

«Что касается допуска иностранных автопроизводителей на российский рынок. Нужно понимать, что сейчас приходить на российский рынок в качестве производителей иностранцы не хотят, им не интересно. Мы общались и с действующими, и с потенциальными партнерами — раза три я слышал фразу следующего содержания: «Знаете, мы не очень понимаем, зачем нам в России создавать производства автомобилей, компонентов, инвестировать деньги, когда есть возможность гнать банальный голый импорт. Честно говоря, уровень защиты вашего российского рынка — как нам говорят коллеги — он весьма и весьма низок».

«Сейчас приходить на российский рынок в качестве производителей иностранцы не хотят, им не интересно».

Поэтому, однозначно, нужно уровень защиты рынка повышать. Я не имею ввиду, что нужно создавать какие-то тепличные условия для российских автозаводов или закрыть полностью рынок от импорта. Для меня защита рынка — это создание государством такой среды, когда выгоднее инвестировать в локальные производства, чем гнать в нашу страну банальный импорт <...>.

«Защита рынка — это создание государством такой среды, когда выгоднее инвестировать в локальные производства, чем гнать в нашу страну банальный импорт».

Для того, чтобы сюда приходили автопроизводители и технологии, надо наращивать рынок. Минпромторг много лет успешно реализуют программу льготного автокредитования и лизинга. Программу нужно продолжать реализовать и расширять, это поможет сделать рынок более привлекательным. Сейчас партнеры говорят: «А какой у вас рынок? В прошлом году 687 тыс. [автомобилей] продали? Ну, ребят, это нам не очень интересно».


Почему иностранные автопроизводители не хотят приходить в Россию?
Николай Соболев, генеральный директор ПАО «Соллерс»:

«Масштаб тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся, они требуют, в моем понимании, того, чего пока в полной мере не присутствует — это некоего долгосрочного консенсуса между государством и инвесторами. Некоторое отраслевое соглашение, которое бы сбалансировало возможности, меры регулирования и ответственность на долгосрочную перспективу, поскольку автопром — это индустрия с длинным циклом окупаемости. Такую отраслевую идеологию хотелось бы иметь и разделять <…>

По итогам первых четырех месяцев доля импорта, которая всегда была на уровне не более 15%, составила 46%, а в сегменте грузовиков превысила 60%. По сути, при массовом рынке пассажирских автомобилей уровня один миллион не будет эффекта масштаба для эффективной локализации. Поэтому, первое что нужно делать — стимулировать скорейшее возвращение рынка на уровень трехлетней давности — как минимумом до 1 млн 800 тыс. авто чтобы было больше места для масштабных проектов, которые в свою очередь обеспечат эффективную локализацию <…>

«По итогам первых четырех месяцев доля импорта, которая всегда была на уровне не более 15%, составила 46%, а в сегменте грузовиков превысила 60%».

В России отсутствуют ряд критических технологий, которые нужно привнести и для этого нужно иметь должный эффект масштаба. И помимо своего рынка важна кооперация с производителями».


Почему иностранные автопроизводители не хотят приходить в Россию?
Михаил Матасов, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти ПАО «КАМАЗ»:

«Правительство осуществляет выработку условий участия возможных новых иностранных инвесторов в отраслевых проектах. Необходимо ставить вопрос — нужно ли повторять те условия, которые у нас были или всё-таки их скорректировать по итогам тех уроков, которые мы получили за прошедший год. Важно не повторить тот сценарий, когда ушли иностранные партнеры и мы остались пусть на небольшой период, но всё-таки в сложной ситуации.

Какие есть внешние условия для этого взаимодействия. В первую очередь то, что нынешняя регуляторика, которая есть в автопроме, стимулирует прямой импорт, а не локализацию здесь. При этом для страны и для отрасли экономический и технологический смысл возникает только при условии глубокой локализации, далеко идущих планах. Наверное, неверно разделять коммерческий сегмент и легковой сегмент. Всё-таки без легкового сегмента мы не сможем локализовать компоненты, потому что только легковой сегмент обеспечивает необходимые объемы.

«Для страны и для отрасли экономический и технологический смысл возникает только при условии глубокой локализации, далеко идущих планах».

Как же нам стимулировать наших потенциальных партнеров, в первую очередь наших восточных партнеров? В первую очередь, это защитные меры по внешнему контуру. Это и пошлины, и утилизационный сбор, и требования по техническому регулированию должны совершенствоваться и применяться в полном объеме. Финансовая и внешняя защита должна также увеличиваться».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

При подготовке публикации использовались фотоматериалы с сайта ФОТОБАНК Росконгресс

Повтор публикации от 16.06.2023

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 17:50
Путин в день Конституции наградит более 30 выдающихся россиянПолитика, 17:52
ЕС согласовал 15-й пакет антироссийских санкцийПолитика, 17:48
Песков рассказал, какой нейросетью пользуется ПутинТехнологии и медиа, 17:39
Минкультуры назначило нового руководителя Севастопольского гостеатраОбщество, 17:28
Дин Лижэнь черными фигурами завершил вничью 13-ю партию титульного матчаСпорт, 17:23
У сроков владения жильем и землей изменили точку отсчета. Что это значитНедвижимость, 17:21
Минпросвещения утвердило даты проведения ЕГЭ в 2025 годуОбщество, 17:17
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В России вырос ценовой разрыв между новостройками и готовым жильемНедвижимость, 17:14
Советник Зеленского заявил о готовности Украины к переговорамПолитика, 17:13
Японцы решили сварить сакэ в космосеВино, 17:11
В Афганистане при взрыве погиб министр из правительства талибовПолитика, 17:09
В Думе предложили отозвать проект о запрете абортов в частных клиникахОбщество, 17:08
Жителям Абхазии сократили подачу электроэнергии днем до трех часовПолитика, 17:08
Штрафы за нарушение ПДД вырастут в 2025 году. ИнфографикаОбщество, 17:06