Почему иностранные автопроизводители не хотят приходить в Россию?
Российские власти видят устойчивый тренд к восстановлению спроса на автомобильном рынке, сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на дискуссии «Российский автопром: настоящее и будущее» на Петербургском международном экономическом форуме. По его данным, в январе-мае 2023 года в стране зарегистрировано 414 тыс. новых автомобилей, против 390 тыс. за аналогичный период прошлого года.
Однако, несмотря на постепенное восстановление рынка, привлечь в российский автопром иностранных — по большей части восточных — инвесторов не удается, говорят отечественные производители. Они связывают это с высокими инвестиционными рисками в российскую экономику и все еще недостаточным объемом внутреннего рынка.
«Что касается допуска иностранных автопроизводителей на российский рынок. Нужно понимать, что сейчас приходить на российский рынок в качестве производителей иностранцы не хотят, им не интересно. Мы общались и с действующими, и с потенциальными партнерами — раза три я слышал фразу следующего содержания: «Знаете, мы не очень понимаем, зачем нам в России создавать производства автомобилей, компонентов, инвестировать деньги, когда есть возможность гнать банальный голый импорт. Честно говоря, уровень защиты вашего российского рынка — как нам говорят коллеги — он весьма и весьма низок».
«Сейчас приходить на российский рынок в качестве производителей иностранцы не хотят, им не интересно».
Поэтому, однозначно, нужно уровень защиты рынка повышать. Я не имею ввиду, что нужно создавать какие-то тепличные условия для российских автозаводов или закрыть полностью рынок от импорта. Для меня защита рынка — это создание государством такой среды, когда выгоднее инвестировать в локальные производства, чем гнать в нашу страну банальный импорт <...>.
«Защита рынка — это создание государством такой среды, когда выгоднее инвестировать в локальные производства, чем гнать в нашу страну банальный импорт».
Для того, чтобы сюда приходили автопроизводители и технологии, надо наращивать рынок. Минпромторг много лет успешно реализуют программу льготного автокредитования и лизинга. Программу нужно продолжать реализовать и расширять, это поможет сделать рынок более привлекательным. Сейчас партнеры говорят: «А какой у вас рынок? В прошлом году 687 тыс. [автомобилей] продали? Ну, ребят, это нам не очень интересно».
«Масштаб тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся, они требуют, в моем понимании, того, чего пока в полной мере не присутствует — это некоего долгосрочного консенсуса между государством и инвесторами. Некоторое отраслевое соглашение, которое бы сбалансировало возможности, меры регулирования и ответственность на долгосрочную перспективу, поскольку автопром — это индустрия с длинным циклом окупаемости. Такую отраслевую идеологию хотелось бы иметь и разделять <…>
По итогам первых четырех месяцев доля импорта, которая всегда была на уровне не более 15%, составила 46%, а в сегменте грузовиков превысила 60%. По сути, при массовом рынке пассажирских автомобилей уровня один миллион не будет эффекта масштаба для эффективной локализации. Поэтому, первое что нужно делать — стимулировать скорейшее возвращение рынка на уровень трехлетней давности — как минимумом до 1 млн 800 тыс. авто чтобы было больше места для масштабных проектов, которые в свою очередь обеспечат эффективную локализацию <…>
«По итогам первых четырех месяцев доля импорта, которая всегда была на уровне не более 15%, составила 46%, а в сегменте грузовиков превысила 60%».
В России отсутствуют ряд критических технологий, которые нужно привнести и для этого нужно иметь должный эффект масштаба. И помимо своего рынка важна кооперация с производителями».
«Правительство осуществляет выработку условий участия возможных новых иностранных инвесторов в отраслевых проектах. Необходимо ставить вопрос — нужно ли повторять те условия, которые у нас были или всё-таки их скорректировать по итогам тех уроков, которые мы получили за прошедший год. Важно не повторить тот сценарий, когда ушли иностранные партнеры и мы остались пусть на небольшой период, но всё-таки в сложной ситуации.
Какие есть внешние условия для этого взаимодействия. В первую очередь то, что нынешняя регуляторика, которая есть в автопроме, стимулирует прямой импорт, а не локализацию здесь. При этом для страны и для отрасли экономический и технологический смысл возникает только при условии глубокой локализации, далеко идущих планах. Наверное, неверно разделять коммерческий сегмент и легковой сегмент. Всё-таки без легкового сегмента мы не сможем локализовать компоненты, потому что только легковой сегмент обеспечивает необходимые объемы.
«Для страны и для отрасли экономический и технологический смысл возникает только при условии глубокой локализации, далеко идущих планах».
Как же нам стимулировать наших потенциальных партнеров, в первую очередь наших восточных партнеров? В первую очередь, это защитные меры по внешнему контуру. Это и пошлины, и утилизационный сбор, и требования по техническому регулированию должны совершенствоваться и применяться в полном объеме. Финансовая и внешняя защита должна также увеличиваться».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова
При подготовке публикации использовались фотоматериалы с сайта ФОТОБАНК Росконгресс
Повтор публикации от 16.06.2023