Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Смольный: Надо менять экономическую политику

Резкое падение мировых цен на нефть и не менее сильное падение курса рубля к мировым валютам не могло не отразиться на экономической ситуации в России в целом и в Петербурге в частности.
Фото: А.Котов / предоставлено пресс-службой
Фото: А.Котов / предоставлено пресс-службой

О том, как это влияет на экономику нашего города и как правительство собирается реагировать на складывающуюся ситуацию, корреспондент РБК Петербург расспросил председателя комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Анатолия Котова. (Встреча состоялась до обвала курса рубля - 11 декабря.)

Анатолий Иванович, давайте сразу поговорим об экономических прогнозах. Осенью в одном из интервью вы говорили о том, что по итогам года рост ВРП Петербурга составит около 2,5%. С учетом текущей ситуации изменились ли ваши прогнозы?

Наши прогнозные показатели остаются в пределах 2,3%. Точный прогноз составить сложно - у нас менее чуткие механизмы оценки, чем имеют Всемирный банк или даже Минэкономразвития, нам нужно постоянно корректировать методику. Кроме того, для получения корректных показателей нужно иметь ввиду организации, которые числятся у нас, а платят налоги в другом месте. Поэтому все это надо досчитывать.

Как городу удалось сохранить эти показатели?

Это специфика нашей экономики. Она ориентирована не на нефтерубли, а на возможности городских компаний. С изменением законодательства в 2012 году в сфере консолидированного налогообложения и уходом из нашего города некоторых крупных нефтегазовых компаний мы определенную сумму налогов потеряли. С этого момента мы начали рассчитывать только на свои возможности и работу своей экономики. В итоге тенденцию 2,3% плюс-минус 0,15% мы сохраним. Более подробно мы сможем сказать в первом квартале следующего года.

А что год грядущий нам готовит?

Мы планируем рост экономики Санкт-Петербурга в 2015 году около 2%.

Экономический рост в городе замедляется уже несколько лет. По итогам 2013 года рост он был 3,2%, по итогам этого прогнозируется 2,3%. В чем основные причины, по-вашему?

Если говорить о тех, кто внес наибольший вклад в снижение темпов нашего развития, то это промышленность. И это было обусловлено целым рядом обстоятельств: изменением акцизной политики, антитабачной кампанией. Кроме того, если вы помните, в прошлом году были предприняты усилия по сдерживанию тарифов. А тарифы - это всегда инвестиционные программы соответствующих монополий. Да и вообще говорить, что наша промышленность идеальная, мы не можем - у нас много старых предприятий, у которых есть серьезные проблемы с конкурентоспособностью. Все это вкупе сыграло определенную негативную роль. Плюс есть ряд отраслей, например, общественное питание, торговля, которые тоже внесли лепту в замедление экономики.

За счет чего же тогда произошел рост?

Строительство, транспорт, связь, рынок недвижимости. Они постоянно и неизменно росли, обеспечивая рост оборота организаций на 9-10%. Это определило динамичный тренд, но, тем не менее, темпы замедлились.

Можете назвать системные причины сложившейся ситуации?

Если говорить о фундаментальных причинах кризиса в Петербурге, в частности, и России в целом, то они определены накопившимися проблемами в нашей экономике. Понятно, что мы в значительной степени ориентированы на нефтерынки и поэтому наша экономика достаточно уязвима. Когда основным товаром является нефть, то на нее завязан и рубль, и в значительной степени бюджет, и многие другие расчеты.

Вторая фундаментальная причина сложившейся ситуации - то, что институты развития, которые призваны в государстве обеспечивать движение вперед, нуждаются в модернизации. Начав этот процесс, к сегодняшнему дню мы какие-то вещи не смогли обеспечить. Наряду со сложившейся геополитической ситуацией, изменением конъюнктуры международных рынков, ростом инфляции, это усложнило положение дел.

Эти фундаментальные факторы определяют состояние российской экономики. Что касается нашей ситуации, то мы понимаем - чтобы что-то изменить, нужно менять экономическую политику. В этом контексте для нас вполне очевидным кажется принятие целой совокупности мер, которые должны быть направлены на создание благоприятных условий в экономике и обеспечение ее роста. Но проблема в том, что есть определяющие факторы, на которые город не в состоянии влиять: макроэкономическая ситуация, инфляция, доступность кредитов.

На что вы делаете ставку?

Мы живем в каждодневно меняющихся условиях. Поэтому важно разработать план первоочередных действий по поддержке экономического развития. Их можно разделить на три блока.

Первый включает в себя поддержку промышленности. Мы должны обеспечить выполнение обязательств по вводу и поддержке тех производственных территорий, которые у нас есть. Речь идет о Ржевке, территории Восточная, о Рыбацком, об Особой экономической зоне (ОЭЗ). Там высокая степень готовности для размещения дополнительных производственных мощностей. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы ввести эти производственные площадки в работу.

Второй блок - это режим экономии. Мы понимаем, что ресурсы, которые использует город, могут быть оптимизированы. Будем искать пределы оптимизации.

Третий блок - это как раз поддержка отрасли, которая может стать паровозом всей нашей экономики в условиях турбулентности - это жилищное строительство. Надо через программы обеспечения жителей жильем поддержать жилищное строительство, которое, в свою очередь, за счет ввода дополнительного жилья обеспечит рост потребительской активности.

Каковы стратегические цели развития города? Их несколько или одна?

Мы определили несколько стратегических целей. Я иногда задаюсь вопросом, не ошиблись ли мы. Но прихожу к выводу, что одна цель - это путь в никуда. Была коллективизация - и все мы бросались на коллективизацию, но забывали главное - человека. А человеку нужно сегодня что-то, а не завтра. Подождали до 60-го года обещанного коммунизма, но так и не дождались. Дальше ждать уже некуда. Это была фатальная ошибка.

Сегодня мы ставим несколько целей, важнейшая из которых – улучшение качества жизни человека. Вторая цель - повышение конкурентоспособности города на основе устойчивого социально-экономического развития. Думая обо всем и сразу, мы, конечно, рассеиваем свои ресурсы, но в итоге за счет синергетического эффекта развиваемся более сбалансировано.

При этом мы не отказываемся от других целей, например, превращения города в транспортный хаб. Мы не отказались от него. Просто мы соотнесли этот проект с возможностями города. И поняли, что если, например, промышленные территории, которые примыкают к историческому центру, использовать под этот проект, то в порт через центр города будет идти поток машин. Это нас не устраивает. Мы за хаб, но для этого у нас есть аванпорт Бронка - и там мы будем делать перевалку. Емкость Санкт-Петербурга как транспортного хаба не безгранична. Всегда нужно представлять последствия несбалансированного развития и возникающие в связи с этим проблемы.

Беседовал Роман Кизыма

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Почему Иран начал вывод своих военных из Сирии Политика, 19:47
«Интерфакс» узнал о планах продлить продажу валютной выручки сразу на год Экономика, 19:39
Пензенский губернатор заявил о погибших и раненых после удара по Токмаку Политика, 19:36
Кремль ответил на поставку ракет Киеву словами «мы победим» Политика, 19:33
У убивших пять человек военных нашли гильзы, пули и кольцо от гранаты Общество, 19:29
Посол исключил участие России в конференции по Украине в любом формате Политика, 19:23
Российский теннисист победил на старте «Мастерс» в Мадриде Спорт, 19:09
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Создатель самого успешного болида в истории «Формулы-1» покинет Red Bull Спорт, 18:54
Путин обсудит запрет на работу в госорганах из-за судимостей в семье Политика, 18:52
Трейдеры стали реже откупать биткоин на просадках. Почему так происходит Крипто, 18:51
Следствие попросило заочно арестовать блогера Kamikadze Di Политика, 18:35
Путин анонсировал поездку в Китай в мае Политика, 18:31
Врачи напомнили о порочной практике после решения властей по антибиотикам Общество, 18:27
В Брянской области дрон ВСУ попал в автобус, четверо пострадали Общество, 18:23