Петростат отчитался о падении уровня зарплат в Петербурге
Средняя заработная плата петербуржцев, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в июле этого года уменьшилась на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает Петростат.
При этом средняя номинальная заработная плата в июле этого года выросла на 6,7% по сравнению с июлем 2014 года и составила 43 тыс. 407 рублей.
По данным Минэкономразвития, реальная заработная плата в России за семь месяцев 2015-го к аналогичному периоду 2014-го сократилась на 8,8%, реальные располагаемые доходы населения — на 2,9%.
Ранее РБК со ссылкой на исследование международной консалтинговой Hay Group сообщал, что в 2015 году 82% компаний, работающих в России, повышали заработные платы сотрудникам (правда, зачастую отдельным категориям работников).
Число компаний, которые фактически заморозили вознаграждения на уровне 2014 года, выросло втрое. Больше всего таких компаний — 40% — в финансовом секторе, на втором месте оказались розничный сектор и высокие технологии — с 27%. В целом 31% руководителей среднего звена и специалистов и 15% операционного и производственного персонала остались без повышения.
Рекрутинговые компании считают, что работодатели ведут себя более жестко. В этом году 90% организаций не повышали зарплаты, это коснулось всех отраслей, согласна партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Галина Спасенова. Что касается найма новых сотрудников, то большинство работодателей демонстрировали следующий подход: если кандидат находился на открытом рынке труда и была возможность нанять его на меньшие деньги, компании этим пользовались. По мнению эксперта, «многие компании использовали возможность сократить фиксированную часть [вознаграждения] и увеличить бонусную, чтобы стимулировать сотрудника и при этом сократить свои расходы на оплату труда».
Старший аналитик рекрутингового портала Superjob.ru Ольга Чекалдина также считает, что компании не стремятся индексировать оклады: прирост зарплат в номинальном выражении составляет 3–5% (август 2015-го к августу 2014-го), что гораздо ниже уровня инфляции (по итогам января—августа — 15,9% в годовом выражении). Исключение — редкие и высококвалифицированные специалисты, добавляет она: например, зарплатные предложения для программистов java выросли на 15%.
С начала года зарплаты по стране в целом выросли примерно на 5%, при этом в столице рост составил только 3,4%, утверждает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. Больше всего с начала года на середину сентября выросли зарплаты у представителей автобизнеса — на 13%, маркетологов, медработников и фармацевтов — на 7%, показывает анализ HeadHunter, на 4% снизились для работников в области управления персоналом и логистики.
«Материальная компенсация перестала играть главенствующую роль при переходах сотрудников, поднимать вопросы о повышении считается чуть ли не дурным тоном», — говорит управляющий директор компании Cornerstone Сергей Ражев. Он наблюдает, что большинство компаний отказываются от бонусов и привязывают часть дохода сотрудников к его личным показателям эффективности. По данным Cornerstone, фиксированные оклады в целом остались на уровне 2014 года, при этом за счет урезания бонусов, премий, соцпакетов совокупный доход менеджеров упал примерно на 15–20%, а в банковской отрасли падение сразу на 30% (исследование проводилось в марте, в выборке оказалось примерно 300 компаний). В конце 2014-го и начале 2015-го прошла уже вторая волна сокращений.
Все это привело к тому, что стоимость специалистов в России упала по отношению к другим странам. Если в прошлом году при сравнении зарплат высококвалифицированных рабочих Россия находилась примерно на одном уровне с Польшей, то теперь российский показатель оказался ниже польского сразу на 30%. По уровню оплаты для подобных должностей мы приблизились к Китаю, говорится в исследовании; в прошлом году российский показатель был на 38% выше китайского.
При этом представители Superjob и HeadHunter сообщили РБК, что примерно четверть работодателей говорят о намерении повысить зарплаты в будущем году. Речь идет о повышении в первом квартале — на 7–10%, но оно будет точечным, подчеркивают эксперты.