Банки оценят заемщиков с помощью сотовых операторов
Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) объявил о завершении пилотного проекта по оценки заемщиков с учетом скоринговых баллов, полученных от сотовых операторов. Теперь такой скоринг-балл станет одним из параметров анализа платежеспособности клиента. Начальник управления анализа кредитного риска УБРиР Александр Трофимов говорит, что использование новой технологии, по прогнозам банка, может улучшить модель оценки потенциального заемщика на 15%, а это, в свою очередь, позволит уменьшить объем проблемных долгов. Сотрудничество интересно как банкам, так и сотовым операторам, уверен Александр Трофимов: «Сейчас банки ищут возможности улучшить оценку заемщиков, а сотовым операторам важно монетизировать свои сервисы. Если бы спроса со стороны банков не было, то сотовые операторы вряд ли работали бы в этом направлении».
По словам вице-президента УБРиР — директора департамента операций, банковских и информационных технологий Юрия Миронова, при формировании скоринг-балла сотовые операторы учитывают ряд очень важных характеристик клиента, которые не доступны из других источников. «В первую очередь, на скоринговые баллы сотовых операторов влияет то, насколько соблюдает платежную дисциплину потенциальный заемщик. Об этом, в том числе, может свидетельствовать и срок жизни абонентского номера, длительность и количество блокировок номера, суммы платежей оператору за услуги связи, использование услуги «роуминг» и даже тип используемого телефона», — отмечает г-н Миронов.
В настоящее время УБРиР сотрудничает с двумя операторами сотовой связи и готов к увеличению числа партнеров в проекте по использованию внешних данных, сообщили в банке.
В Банке Хоум Кредит РБК Петербург также подтвердили, что начали использовать данные от сотовых операторов при оценке платежеспособности заемщиков. Еще один активный участник рынка потребительского кредитования – банк «Ренессанс Кредит» - пока ведет переговоры с операторами и планирует воспользоваться их данными в тестовом режиме, сообщила заместитель председателя правления банка Татьяна Хондру.
Операторы сдержанны
В то же время сами сотовые операторы пока неохотно комментируют сотрудничество с банками. Так в пресс-службе МТС корреспонденту РБК Петербург сообщили, что смогут озвучить детали проекта позднее. Представитель «МегаФона» подчеркнул, что оператор решил сконцентрироваться на применении технологий «больших данных» в собственном бизнесе компании. «С точки зрения экономической отдачи проекты с банками не являются для нас приоритетными», - пояснила руководитель направления корпоративных и бизнес-коммуникаций Северо-Западного филиала «МегаФона» Людмила Чехова.
В свою очередь, в «ВымпелКоме» (бренд «БиЛайн») подтвердили, что компания находится на стадии пилотов по скорингу с ограниченным количеством российских банков. «Пока о возможности коммерческой эксплуатации говорить рано», - заметила пресс-секретаря «ВымпелКома» Анна Айбашева. Она особо подчеркнула, что персональные данные и сведения об оказываемых оператором услугах финансовым организациям не передаются. «Банкам сообщается исключительно обобщенная информация о лояльности абонента, полученная в результате анализа ряда данных», - пояснила представитель «ВымпелКома».
«Защита персональных данных обеспечивается, во-первых, согласием клиентов на получение банком подобной информации, во-вторых, системой шифрованной передачи данных, и в третьих, договорами о неразглашении, подписанными с контрагентами», - поясняет Александр Трофимов.
Еще больше данных
«Чем больше у банков источников информации, тем более точную оценку платежеспособности заемщиков они могут производить, и тем удобнее получить кредит, - рассуждает директор дирекции «Северо-Запад» и Санкт-Петербургского филиала Банка Хоум Кредит Тимофей Шаров. - Со временем даже для получения крупного кредита клиенту нужно будет предоставить в банк минимум документов – остальную информацию о заемщике финансовые организации будут получать из баз данных».
Александр Трофимов считает, что, помимо скоринг-баллов сотовых операторов, наиболее перспективными каналами получения дополнительной информации о заёмщиках являются данные из соцсетей, сведения о платежах клиентов (коммунальные платежи, платежи по банковским картам и другие), а также данные из государственных органов.
«В данный момент проходит пилот по получению банками информации из Пенсионного фонда России. Эти данные помогут еще более точно определить платежеспособность заемщиков», - напоминает Тимофей Шаров.
«Получение данных о доходах физлиц из базы ФНС или ПФР позволит банкам существенно снизить риски, а клиентам получать более выгодные кредитные предложения», - соглашается Татьяна Хондру.