Логистический бизнес Петербурга переживает трансформацию
Российский аукционный дом выставил на продажу терминал ООО «Северные ворота» в Белоострове. Причиной продажи, по мнению участников рынка, являются экономические трудности, связанные с общим изменением конъюнктуры в логистической отрасли.
Терминал без таможни
Терминально-логистический комплекс (ТЛК) ООО «Северные ворота» в Белоострове вместе с земельным участком в 67,8 тыс. кв. м. выставлен на продажу, следует из информации на сайте Российского Аукционного дома (РАД). Начальная цена лота — 780 млн руб.
Логистический комплекс класса «А» в Белоострове был построен в 2009 году. Как рассказал РБК Петербург один из участников рынка, «Северные ворота» вложили в строительство объекта порядка 15-20 млн евро. В 2011 году на терминале начал работать Белоостровский таможенный пост, но в октябре 2015 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перевела пост на территорию ОЭЗ «Нойдорф-Стрельна».
Как ранее писали СМИ, в 2010 году ФТС закрыла Выборгский и Пискаревский таможенные посты. По оценке Сергея Скорика, гендиректора ООО «УК «Транссфера», обслуживавшая Пискаревский пост, закрытие таможенных постов фактически обрушило бизнес терминалов.
Справка
По данным портала kartoteka.ru, ООО «Северные ворота» на 50,5% принадлежит ООО «Инвестор-Т» (совладельцы компании — основатели ГК «Транзас» Сергей Генералов и Николай Лебедев), на 32,3% — Дмитрию Губанову, на 16,2% — Александру Занину и на 1% Николаю Набойщикову.
Сложная география
Как рассказал «Ведомостям» Николай Лебедев, закрытие таможенного поста на терминале привело, как и у других ТЛК, к экономическим трудностям. По словам бизнесмена, для развития терминала нужен профильный инвестор, а для ГК «Транзас» этот бизнес не был профильным. В самой компании ООО «Северные ворота» на запрос РБК Петербург оперативно ответить не смогли.
По данным гендиректора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, петербургский рынок ТЛК класса «А» и «B+» формируют примерно 25 объектов. «Белоостров — один из самых маленьких терминалов. Мы должны понимать, что изначально он был создан, главным образом, для обслуживания фур из Финляндии. А большинство терминалов такого размера строились под конкретные таможенные каналы. Их посты могли перестать быть интересными для контрабандистов и для серых импортеров. Но за последние 15 лет поток из Финляндии уменьшился в 20 раз. Взаимные санкции 2014 года усугубили ситуацию. Всем остальным ездить в Белоостров бесмысленно — дорого. Петербургские контейнерные терминалы в 70% случаях заточены на то, чтобы хранить или выдавать груз получателям из регионов южнее или юго-восточнее Петербурга, поэтому практически все они расположены на КАД или поблизости. Белоостровский же ТЛК далек и от КАДа, и от всех остальных логистических точек», — говорит А. Безбородов. С тем, что географическое расположение «Северных ворот» невыгодно, согласен и С. Скорик.
Как полагает один из собеседников РБК Петербург, последней каплей для «Северных ворот» могли стать трудности, возникшие в связи с выплатами по кредиту из-за падения импорта у ключевых клиентов — РЖД и Газпрома.
Просто нет заказов
Продажа терминала свидетельствует об общем застое в сфере логистики, считает С. Скорик. «На сегодняшний день внешнеэкономический терминально-логистический бизнес завис. Если взять нашу компанию, то по сравнению с позапрошлым годом мы упали на 23%. Просто нет заказов», — говорит один из участников рынка.
Впрочем, по мнению А. Безбородова, рынок начинает реанимироваться. «Размер рынка в деньгах уменьшился, но в физических объемах — нет. Контейнерные перевозки растут, импорт потихоньку увеличивается», — утверждает аналитик.
При тех условиях, которые сложились в логистической отрасли, найти покупателя на «Северные ворота» будет непросто, уверен член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД» Юрий Ковалев. С ним согласен и С. Скорик. «Сейчас все терминалы недозагружены, все участники логистического рынка работают на 30% своих возможностей», — объясняет эксперт.