Письмо главы ФТС грозит таможенной революцией в портовом бизнесе
Активный интерес следователей к деятельности холдинговой компании «Форум» петербургского бизнесмена Дмитрия Михальченко (по коррупционному делу Минкульта о реконструкции памятников культуры) совпал по времени с новостью о желании федеральных таможенников забрать у всех постов Балтийской таможни полномочия по проведению документального контроля и передать их таможенному посту «Бронка» Балтийской таможни (которым как раз управляет ХК «Форум») и Усть-Лужскому таможенному посту Кингисеппской таможни.
Как говорят эксперты, если произойдет передача таможенных полномочий, весьма вероятен сценарий, когда не только документы, но и грузопотоки потекут из Большого порта Петербурга (несколькими терминалами в котором владеет Global Ports) в новый порт Д.Михальченко.
Новый порт
Обыски и задержания в компании «Форум» (по данным СМИ, по делу Минкульта задержан директор входящей в холдинг реставрационной компании «Балтстрой» Дмитрий Сергеев и ее управляющий Александр Коченов) произошли через несколько недель после письма главы ФТС Андрея Бельянинова к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Он просит поддержать «позицию ФТС» передать полномочия по проведению документального таможенного контроля исключительно таможенному посту «Бронка» Балтийской таможни и Усть-Лужскому таможенному посту Кингисеппской таможни из-за «бессилия над произволом на Балтийской таможни».
То обстоятельство, что радикальное решение созрело у главы ФТС именно сейчас, некоторые участники внешнеэкономической деятельности не считают случайностью.
Скандал с Балтийской таможней последовал за открытием нового порта «Бронка», которому нужно наращивать клиентскую базу. Д.Михальченко в недавнем интервью «Деловому Петербургу» заявил, что поддерживает идею закрепить за таможенным постом «Бронка» и Усть–Лужским таможенным постом полномочия по проведению документального таможенного контроля. Однако никак не прокомментировал тот нюанс, что по задумке Бельянинова таких полномочий будут лишены все остальные посты Балтийской таможни. На официальный запрос РБК Петербург компания также не ответила.
Передел рынка
Часть экспертов уверена, что перевод ключевого этапа таможенного оформления в «Бронку» наверняка потянет за собой и грузопотоки, потому что чисто технически для грузовладельцев удобнее оформлять документы на том терминале, куда реально прибыл их груз.
Эксперт по правовым вопросам НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Анастасия Чурсина считает, что формально из содержания письма ФТС перераспределение потоков не следует. «Сейчас можно подать электронную декларацию на любой таможенный пост. Никто не запрещает разгружаться и досматриваться на ПКТ, а регистрировать и оформлять выпуск груза на таможенном посту в «Бронке». Нет необходимости везти его в «Бронку». А раз так, формальных поводов к изменению грузопотоков нет», — полагает эксперт. По ее словам, это произойдет только в случае переноса в «Бронку» и «Усть-Лугу» также и оформления прибытия товаров и их таможенного досмотра, то есть, всей таможенной процедуры — как было сделано в 2010 году с автомобильными терминалами «Пискаревский», «Шушары» и «Осиновая роща».
В то же время, А.Чурсина признает, что полноценного электронного декларирования в России до сих пор нет и во многих случаях таможенники требуют предъявить документы в бумажном виде. А это значит, что представителю грузовладельца придется ездить в «Бронку». В такой ситуации процедура упрощается, если груз с сопроводительными документами прибыл на тот же пост, где происходит его оформление.
Кстати, по действующим сейчас правилам, таможенную декларацию можно подать только на пост того терминала, куда прибыл морской груз, напоминает А.Чурсина. Поэтому инициатива А.Бельянинова возможна лишь при разрыве этой «связки», то есть снятии указанного ограничения. ФТС обещала сделать это в 2016 году , но распоряжения до сих пор нет.
Помимо «связки» придется также изменить действующую в ФТС систему управления рисками. «Сейчас она настроена таким образом, — говорит юрист «Гермеса», — что сам факт прибытия товара на один пост, а оформления на другом, создает повышенные риски. Это значит, что товар нуждается в дополнительной проверке». Что, разумеется, приводит и к дополнительным издержкам грузовладельцев.
Уйдут не все
В то же время, все грузопотоки Большого порта перенаправить в Бронку не получится. «Бронка с оформлением всех грузов Большого порта не справится. Там работает всего 35 человек. Они не смогут заменить 250 инспекторов Балтийской таможни, — уверен А.Белоногов. — В результате, чтобы не стоять в очередях на оформление в Бронке, часть петербургских грузов будет оформляться на других городских таможнях, например, на Санкт-Петербургской, а часть из 60% — 70% грузов порта, предназначенных для Москвы, поедут растамаживаться в Москву». Впрочем, представитель одной из экспедиторских компаний, как раз занимающийся московскими импортными грузами, считает, что эта часть вряд ли будет большой, поскольку везти в Москву нерастаможенные грузы очень дорого — нужно нанимать специального таможенного перевозчика (гарантирующего ФТС, что с грузом ничего не случится во время перевозки). «Это становится выгодно только, если в подмосковных таможнях удается получить очень привлекательные условия, — говорит экспедитор.
Неперспективный порт
Как бы то ни было, но перенос оформления, как уверено большинство экспертов, нанесет ущерб Большому порту Петербурга. Одним из признаков охлаждения таможни к порту гендиректор брокерской компании называет тот факт, что ФТС не стала внедрять в нем информационную систему «Морской порт 2», хотя объявила, что будет устанавливать эту систему во всех перспективных портах России: «В «Усть-Луге» и «Бронке» внедрили, а в петербургском порту — нет».
А.Белоногов с этим согласен: «Петербургский порт уже не справляется. Да и сама идея крупного порта в центре Петербурга себя изжила. К тому же, заход судов к причалам по Маркизовой луже и каналам весьма дорогой. Порту трудно конкурировать с портами Прибалтики и Финляндии. Порты «Усть-Луга» и «Бронка» в этом смысле имеют лучшие перспективы».