От ткача до котельщика: как падает петербургская промышленность
Промышленное производство упало в Петербурге за девять месяцев 2015 года на 8,9%. Как сообщает «Фонтанка» со ссылкой на данные Петростата, как и в предыдущие месяцы, рост зафиксирован только в одной ключевой отрасли – металлургии (4,8%).
Производители пищевой продукции снизили обороты на 4,1%. Машиностроение упало на 15,7%, автомобилестроение – на 19,3%, текстильное и швейное производство – на 6,5%. Теплоэлектроцентрали, котельные и поставщики других ресурсов уменьшили объемы на 4,7%.
Недавно, напомним, Смольный опубликовал индекс настроений в петербургской промышленности, рассчитанный комитетом по промышленной политике и инновациям с учетом статистической информации и данных опроса предприятий. По итогам августа он составил 48,7 пунктов (в июле - 48,8 пунктов). По словам представителя комитета, петербургские промышленники жалуются на тяжелую экономическую ситуацию, хотя большинство из них сохраняет объемы выпуска продукции.
Довольно пессимистичны в своих прогнозах и местные экономисты. По их мнению, наметившийся к началу лета рост петербургской промышленности к осени сменился стагнацией. Доля компаний, наращивающих прибыль, сократилась с мая по октябрь в два с половиной раза. Выход из кризиса откладывается, говорит профессор кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ Елена Ткаченко (ее кафедра регулярно проводит опрос около 200 петербургских компаний в ключевых отраслях, главным образом, в промышленности).
Доля предприятий Петербурга, у которых за период с мая этого года выручка быстро росла или, наоборот, резко снижалась, заметно увеличилась – в четыре раза (с 2% до 8%) для вторых и в полтора раза (с 5% до 8%) для первых. Таких предприятий стало больше, чем тех, у кого ничего не меняется (16% против 13%), при том, что в мае ситуация была обратной. Это увеличение произошло за счет медленно растущих или снижающих свою выручку петербургских компаний. Их общая доля (71%) остается преобладающей, так что кардинальных изменений в промышленности Петербурга пока не наблюдается.
За лето, по ее словам, умеренный рост у большинства компаний (58%) сменился умеренным снижением (у 43% компаний), правда, у части наступила стабилизация выручки, так что доля таких компаний выросла с 9% в мае до 13% в октябре. Похожую динамику продемонстрировал и такой важнейший показатель финансовой эффективности предприятий как прибыль до налогообложения (дает основной вклад в EBITDA). Таким обарзом основная масса петербургских компаний стабилизировалась «на дне» или вблизи него, то есть, стагнирует.
Отчетливые негативные тенденции (дефицит ликвидности, снижение выручки, прибыли и финансовой устойчивости, сокращение персонала), по словам Е.Ткаченко, проявляются разве что у банков и тех промышленных предприятий, которые по разным причинам не воспользовались импортозамещением, при том, что их продукция предназначена для российского рынка.
При этом данные исследования свидетельствует о большом запасе прочности у петербургской промышленности. В то же время эта прочность позволяет промышленности лишь удержаться на плаву в период кризиса, избежать массовых банкротств. Что же касается выхода из кризиса, то тут, как считает Е.Ткаченко, нужны совсем другие обстоятельства. По ее мнению, о подъеме можно будет говорить только тогда, когда явные позитивные признаки, во-первых, появятся, а во-вторых, превратятся в устойчивую тенденцию. И только примерно через полгода, в лучшем случае, после этого может начаться реальный рост.