Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Си Цзиньпин в ООН попросил пресекать попытки политизации COVID-19 Политика, 21:49 Как работают деньги: что предлагает финтех для управления капиталами РБК и Refinitiv, 21:39 Минюст попросил суд ликвидировать партию племянника Путина Политика, 21:22 Рогозин, Эрнст и режиссер «Холопа» снимут первое кино в космосе Общество, 21:00 Путин назвал первоочередным вопросом продление договора СНВ-3 Политика, 20:59 Теннисист Хачанов отыгрался в концовке и победил немца Штруффа в Гамбурге Спорт, 20:58 Путин заявил о долгом восстановлении экономики после пандемии COVID-19 Экономика, 20:51 Против санкций и пандемии: главные выступления на Генассамблее ООН Общество, 20:50  Гендиректор «Зенита» оценил решение РФС о неверно засчитанном голе Дзюбы Спорт, 20:39 Футболистам «Ромы» заменили ничью на поражение из-за ошибки в заявке Спорт, 20:32 Адвокат объяснил прощение Ефремова матерью Захарова Общество, 20:26 Путин внес в Думу законы о правительстве, силовиках и судах Политика, 20:24 Пенсионные фонды и страховые фирмы объяснили интерес к криптовалюте Крипто, 20:15 Договор «Яндекса» и Тинькова, Путин о вакцине в ООН. Главные новости РБК Общество, 20:14
С.-Петербург ,  
0 

Вице-губернатор Петербурга: «Будем эволюционировать вместе с вирусом»

Вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин
Вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин (Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru)

Вузы Петербурга готовятся к новой волне эпидемии — гриппа, ОРВИ и коронавируса одновременно — рассказал вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин. Несмотря на необходимость массовой вакцинации и закупки санитайзеров, петербургская университетская экономика получила немало выигрышей от форс-мажорной ситуации — методы обучения меняются быстрее, а интерес к образованию растет. Правда, этот интерес теперь распределяется между вузами и колледжами — конкуренция между высшим и средним профессиональным образованием стала новым трендом. В интервью РБК Петербург Владимир Княгинин рассказал о «ковидной» и структурной специфике начавшегося учебного года.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОЧАГИ ИНФЕКЦИИ

— Близится 20 сентября, когда население Петербурга ожидает закрытия учебных заведений на карантин. Есть ли у вас как вице-губернатора по науке более точные прогнозы сроков наступления второй волны и оценки вероятности локдауна в вузах?

— Прогноза нет ни у кого: нам нужно подождать конца сентября — начала октября, чтобы понять, когда к нам вернется эпидемия. Но риски высоки, и ректоры вузов оценивают их адекватно. Ковид-диссидентов среди них нет. Очевидно, что вузовские коллективы являются потенциальными очагами инфекции — это сборные коллективы, куда люди приезжают после каникул, путешествий и вновь встречаются в общих ограниченных пространствах. Плотность взаимодействия там крайне высока, потому что в вузах используются поточные аудитории с загрузкой до 200 человек. Не удивительно, что вузы стремились оттянуть начало обучения.

— В каком смысле?

— Не все петербургские вузы начали учебный год с 1 сентября, и не все начали его офлайн. Хотя есть решение Министерства образования об офлайн формате как о приоритетном, ректорам оставлена свобода выбора, так что многое зависит от них.

Например, медицинский СЗГМУ им. Мечникова первую половину сентября вел обучение в онлайн режиме. В Политехническом университете вывели на онлайн обучение экономические специальности, чтобы разгрузить кампус и снизить объем коммуникаций. Инженеров учат офлайн, потому что от них требуется большое количество лабораторных работ. Многие колледжи приняли решение в сентябре не заселять иногородних студентов. Петербургский филиал РАНХиГС зарезервировал два дня в неделю для обучения в удаленном режиме.

«Нужно подождать конца сентября — начала октября, чтобы понять, когда к нам вернется эпидемия. Но риски высоки»

Понятно, что внутри кампусов приняты масштабные меры безопасности — рамки с измерением температуры на входе, пункты обработки рук, малые интервалы санобработки помещений, нахождение на территории вузов в масках и обеспечение всех студентов масками. Вузы готовятся делать всем прививки от гриппа и пневмококковой инфекции — эпидемия сезонных ОРВИ тоже к нам приближается, осложняя ситуацию. Прививки не спасут от коронавируса, но снизят стресс для здравоохранения.

Но есть задачи, не имеющие однозначного решения — например, эпидбезопасность общежитий. Пришел студент с температурой, его развернули на входе в учебный кампус — он пошел в общежитие, оставить его на улице нельзя. Это означает, что должен быть создан изолятор внутри общежития. А если общежитие коридорного типа и в нем обнаружится зараженный студент, то придется закрывать на карантин целый корпус… И много таких вопросов, они сложные, будем с ними разбираться.

Не хотелось бы попадать в отраслевой локдаун; он сильно меняет экономику вузовской работы и качество образования. Разбить крупное сообщество студентов на малые части — значит, в разы увеличить нагрузку на преподавателей. Часть лекций им придется читать в 2 часа ночи; так бывало в период весеннего карантина.

Но если мы не хотим локдауна — не значит, что его не будет. Параллельно с мерами эпидбезопасности вузы готовят условия для быстрого перехода к дистанционному режиму. Ректоры ответственны за то, чтобы принять соответствующее решение своевременно. Вирус — данность, с которой образование будет жить в ближайший учебный год и эволюционировать вместе с ним.

«Если мы не хотим локдауна — не значит, что его не будет»

— Зачем же начинать год в офлайн формате, чтобы потом бороться с последствиями? Было ли разумным такое решение?

— Как я говорил, часть обучения выведена в онлайн. Но, во-первых, есть специальности — инженерные, творческие, медицинские — по которым невозможно готовить студентов дистанционно. Закрыть целые направления подготовки на один-два года нельзя. Гибко подстраиваться к ситуации — единственный доступный нам способ сосуществования с вирусом. Во-вторых, готовить дистанционно студентов из других регионов, с учетом наших часовых поясов — значит, вести образовательный процесс круглосуточно. Боюсь, мы к этому не готовы. Поэтому физический приезд студентов в Петербург и их заселение в общежития — данность, с которой приходится считаться.

— У нас много иногородних студентов в год эпидемии?

— Более 70%.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА

— Звучали прогнозы, что эпидемия подорвет петербургский экспорт образовательных услуг — люди испугаются ехать в другой город — они не оправдались?

— Петербург как образовательный центр для страны остался очень востребованным. Мы, наряду с Москвой, получаем лучших учеников со всей России; цифры завершившегося набора это подтверждают. У нас выросло относительное число иногородних абитуриентов — от них поступило 73% от общего числа заявлений, в прошлом году было 69%. Среди зачисленных на первый курс на бюджетные места студентов иногородние составили 70,8%, это примерно столько же, сколько год назад. Конкуренция среди абитуриентов выросла: средний балл ЕГЭ среди поступивших на бюджетные отделения государственных петербургских вузов составил 77,1 против 76,9 в 2019 году. Люди не испугались приехать, возможно, потому, что молодежь в принципе бесстрашна. Это самая оптимистичная часть общества: она считает, что происходящие вокруг неприятности коснутся кого-нибудь другого.

«Есть специальности — инженерные, творческие, медицинские — по которым невозможно готовить студентов дистанционно»

Ну и объективно, хотя шанс столкнуться с вирусом в большом городе у молодого человека высок, вероятность тяжело заболеть — невелика. Поэтому вузы пока не относятся к наиболее страдающим от эпидемии сферам жизни.

Возвращаясь к вопросу об экспорте, эта проблема в связи с пандемией волнует университеты всего мира. Есть страны — Австралия, например — для которых экспорт образования критически важен. И они сейчас бросают дополнительные силы на повышение международной конкурентоспособности своих университетов и продвижение их услуг. Так что, да, и потоки иностранных студентов, видимо, сократятся и перераспределятся между странами, и бороться за них вузам будет сложнее. Но есть определенная инерция, поэтому новые тренды в экспорте мы увидим уже на следующий учебный год.

Пока число зарубежных студентов в Петербурге не сокращается, но большинство из них не присутствуют в городе физически этой осенью — границы в основном закрыты, плюс действует правило двухнедельного карантина по прибытии в Россию. Поэтому вузы предложили иностранным «договорникам» начать обучение дистанционно.

МЕДИЦИНА ВЫИГРЫВАЕТ, КОЛЛЕДЖИ КОНКУРИРУЮТ

— Как уже изменил COVID -19 высшее образование Петербурга? Поменялся ли список самых популярных специальностей, например?

— Вырос интерес к медицине и фармацевтике — они в этом смысле бенефициары эпидемии. Роль врачей, разработчиков лекарств и вакцин в обществе стала особой, статусной, и молодые люди стремятся получать эти профессии. Самой популярной специальностью по результатам конкурса оказалась «Педиатрия» в бывшем Первом Медицинском (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Павлова) — 425 человек на место. Конкурс в Первом Медицинском, в среднем, вырос с 14,63 до 20,15, в Химико-Фармацевтической академии — с 13,9 до 18 человек на место. Но нельзя назвать это переворотом — и в прошлом году медицинские специальности были среди лидеров.

«Самой популярной специальностью по результатам конкурса оказалась «Педиатрия» в бывшем Первом Медицинском»

Из новых трендов могу назвать резкий рост популярности среднего профессионального образования — конкурс в колледжах значительно вырос, составив 4,5 заявления на одно бюджетное место. Колледжи стали конкурировать с вузами за успешных учеников. Но с эпидемией это никак не связано.

— А с чем связано?

— С запросом на практическую направленность образования. Есть исследования, говорящие о том, что многие профессии можно освоить на начальном уровне за 3-6 месяцев и далее наращивать компетенции в ходе стажировок и собственно работы. Далеко не всегда есть смысл учиться 4-6 лет. Кроме того, что-то, вероятно, происходит со школой, раз ученики стремятся ее покинуть после 9-го класса.

«Если мы отправили человека с небольшой температурой домой, почему мы должны его потерять как участника учебного процесса?»

Возвращаясь к вопросу о влиянии эпидемии, скажу: опыт дистанционного обучения привел к стремительному внедрению новых форм образования. Качественная эволюция образовательного процесса ускорилась кратно. Ключевой тренд здесь — гибридные формы обучения. И не в значении гибрида офлайн и онлайн режимов. Гибридное образование — это синтез классической, лекционной формы, и проектной командной работы. Студент постоянно вовлечен в учебные проекты одной или нескольких команд, где бы он ни находился, поэтому переход из аудитории за домашний компьютер получается относительно бесшовным. Это логично: если мы отправили человека с небольшой температурой домой, почему мы должны его потерять как участника учебного процесса?

«СЦЕНАРИЙ ЛОКДАУНА НЕ ПРОРАБАТЫВАЛСЯ»

— Много говорят о том, что петербургские вузы и школы не справились с обучением на карантине весной. Вы согласны с этой оценкой?

— Нет. Все вузы смогли перейти на удаленное обучение в очень сжатые сроки, кто-то лучше, кто-то чуть хуже. У вузов были разные стартовые позиции в диджитализации образования — одни больше 10 лет активно шли в эту сторону, другие пару лет. И материальная база разная, тут нет полного равенства. Но все колоссально ускорились этой весной. Что касается школ, я знаю меньше — это не моя сфера полномочий. Мое субъективное мнение — родители отвыкли заниматься со своими детьми, для них эта необходимость стала стрессом. Я думаю, что в этом основная причина критики в адрес школ.

— То есть, дистанционные платформы школ и вузов не ломались, учителя и преподаватели не пересылали сканы заданий вместо онлайн обучения?

— Никто же не планировал переходить на удаленное обучение весной 2020 года. Все осваивали платформы дистанционного образования, но совсем в другом темпе и с другими задачами — сценарий локдауна не прорабатывался.

Вообще, когда люди недовольны и встревожены происходящим, они всегда находят внешний субъект для переноса своего недовольства. В это тяжелое для всех испытание таким субъектом, причем по всему миру, стали врачи и учителя. Говорят, они не справились с вызовами эпидемии. Это не так. Врачи справились, школы и вузы справились тоже.

Нужны ли изменения в школах? — конечно. Есть содержательная и коммуникационная часть образования. На мой субъективный взгляд, с содержательной частью — передачей базовых знаний, накопленных человечеством — российская школа пока справляется. Коммуникационную — в каких формах, какими техническими средствами передавать знания — нужно подтягивать.

Беседовала: Елена Кром