Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Улан-Удэ автомобиль насмерть сбил двоих человек на трамвайной остановке Общество, 10:57 В Госдуме предложили расширить список оснований для блокировки сайтов Технологии и медиа, 10:50 Умные решения: 3 гаджета для делового человека РБК и HUAWEI, 10:38 Ставки на красное: как работает букмекерский бизнес в Китае Pro, 10:35 Потеря связи: чем плох законопроект о почтовых сервисах Мнение, 10:35 ЕС продлил санкции против главы военной разведки, Петрова и Боширова Политика, 10:32 ЛУКОЙЛ назвал условие для участия в проектах на шельфе в Арктике Бизнес, 10:27 Холод в холоде: нужно ли включать кондиционер зимой Авто, 10:22 Синоптики пообещали тепло в Москве в ближайшие дни Общество, 10:19 Саудовский нефтехимический гигант заключит сделку с компанией из России Бизнес, 10:19 СМИ сообщили о входе войск Асада в подконтрольный курдам город Табка Политика, 10:15 Контрагент влияния: как ФНС незаметно прощупывает предпринимателей Pro, 10:08 Сергей Иванов — о жирах, ЗОЖ и российской продуктовой корзине Партнерский материал, 10:08 Эксперты подсчитали потери ЕС от «дружественного огня» санкций Экономика, 10:06
С.-Петербург ,  
0 
Ленобласть нашла места для новых свалок
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

​Как следует из недавнего заявления замглавы Минприроды РФ Владимира Логинова, из пятнадцати субъектов, тормозящих мусорную реформу, только четыре не представили конкретных планов ее проведения. «Это Амурская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Хабаровский край», — сказал чиновник (цитата по РИА «Новости»).

В Ленобласти эти обвинения отрицают. Как рассказали РБК Петербург в пресс-службе регионального правительства, план реализации мусорной реформы был направлен в Минприроды еще 18 февраля 2019 года, а сама реформа начнется уже в апреле — то есть значительно раньше установленного дедлайна (2020 год). Пока власти в основном сосредоточены на модернизации действующих и создании новых мусорных полигонов. Впрочем, как считают эксперты, главная проблема лежит совсем в другой плоскости.

Дорожная карта

На первом этапе реформы региональный мусорный оператор, АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти» (УКООЛО), займется транспортировкой, обработкой и хранением отходов на территории Приозерского района. Летом этого года компания возьмет под контроль обращение с отходами на территории Выборгского и Лужского районов.

Сейчас УКООЛО управляет шестью полигонами. Некоторые из них уже модернизированы — на них установлены мусоросортировочные комплексы. Речь идет о полигонах в Сланцевском, Волховском, Приозерском и Лужском районах. Инвестиции в модернизацию каждого объекта составили около 200 млн руб.

Представители УКООЛО сообщают также о планах строительства мусороперерабатывающих заводов, но деталей не раскрывают. Пока известно, что один из таких заводов планируют построить в Гатчинском районе, где компания уже купила земельный участок. «Проект завода находится на согласовании», — сообщили РБК Петербург в УКООЛО, не озвучивая параметров проекта. В отдаленных планах мусорного оператора — строительство второго мусороперерабатывающего завода в Выборгском районе.

Долгосрочная перспектива

Отметим, что в Ленобласти ранее анонсировались и другие проекты в сфере переработки отходов. Однако их реализация затянулась. Так, в 2015 году о новом проекте заявляло ООО «ТехноРециклинг Групп» (ТРГ). Соучредитель ООО «ТРГ» — Михаил Василенко, который также возглавляет НП «Союз экологов Северо-Запада». Компания собиралась построить крупный технопарк по переработке разных видов отходов в Гатчинском районе совместно с финской SetGroup, но в 2016 году иностранный партнер вышел из проекта. Теперь, по словам Михаила Василенко, проект будет реализован совместно с китайским профильным инвестором, имя которого не раскрывается. В сентябре 2019 года ТРГ планирует приступить к строительству первой очереди технопарка в Сланцевском районе. Инвестиции в проект составят 2,6 млрд руб., мощность — 500 тыс. т строительных и бытовых отходов в год. Отходы для переработки предполагается возить из Петербурга железной дорогой.

Однако, как полагает руководитель Северо-Западного отделения экологической общественной организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук, в ближайшее время инвесторы не только в Петербурге и Ленобласти, но и в других регионах будут вкладываться в первую очередь в создание новых полигонов, а не в строительство мусороперерабатывающих заводов. «Затраты на создание полигонов меньше, сроки окупаемости — короче, они составляют порядка 5 лет. Завод окупается за 6-7 лет. Однако рано или поздно придется строить и заводы. Вопрос в деньгах — чтобы перерабатывать весь мусор, который образуется в Петербурге и Ленобласти (2,5 млн т ежегодно), потребуется вложить значительную сумму — не менее 6 млрд руб.», — говорит эксперт.

Неправильные стимулы

Между тем, напоминает генеральный директор юридической компании «Дельфи», зампредседателя комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева, в России существует довольно обширная инфраструктура переработки отходов. В стране есть масса заводов, которые перерабатывают мусор во вторсырье или даже в готовые товары, продают их и зарабатывают на этом. Наиболее успешными эксперты называют Солнечногорский опытно-экспериментальный механический завод, производящий изделия из пульперкартона, также расположенный в подмосковном Солнечногорске завод по переработке пластмасс «Пларус», завод «Мега-Пласт» в Московской области, АО «Петромакс», перерабатывающий электронный лом в Лобне, завод «Русджам», производящий стеклотару в Ленобласти и другие.

Однако, несмотря на наличие перерабатывающих мощностей, проекты по организации сортировки и переработки мусора в большинстве случаев развиваются с трудом. Главная причина неудач — сложности с вывозом мусора из пунктов приема в места его переработки. Рост цен на топливо и другие обстоятельства привели к повышению затрат на транспортировку, рассказывают участники рынка. В результате мусороперерабатывающие мощности оказываются недозагружены (что подрывает экономику этого бизнеса), а отходы вывозятся на полигоны.

Эксперты указывают и на еще одну проблему — нормы и правила, регламентирующие работу региональных операторов по обращению с ТКО, не стимулируют их заниматься раздельным сбором и переработкой отходов. Как отмечает руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша, регоператоры в конечном итоге получают деньги за вес или объем ТКО, вывезенных с контейнерных площадок. Но по правилам из этой величины вычитаются перерабатываемые отходы. «Стоимость получаемого вторсырья вычитается из валовой выручки регоператоров. Доходы от переработки не способны компенсировать эти потери», — утверждает Гаркуша. Такой порядок побуждает регоператоров собирать все отходы в одной куче, без разделения.