Эксперты: Розничная цена ввозимых в РФ иномарок выше их таможенной стоимости на 50-100%
Розничная стоимость автомобилей, ввозимых в Россию из-за рубежа, оказывается намного выше их же цены, заявленной на таможне. Это объясняется, в частности, необходимостью выплачивать таможенный сбор в размере 25% от стоимости авто и транспортными расходами. Кроме того, в окончательную цену импортируемых иномарок закладываются наценки дистрибьюторов и дилеров.
По оценкам экспертов, в результате таможенная стоимость иномарки может вырасти на 50-80%. Как сообщил директор агентства "Автостат" Сергей Целиков порталу Autonews, иногда разница доходит и до 100%.
Помимо прямых затрат, одна из основных причин, по которым розничная цена автомобилей, поступающих на российский рынок из-за границы, настолько превышает их таможенную стоимость, — желание импортеров задекларировать последнюю по минимуму.
Чтобы указать в декларации минимальную таможенную стоимость авто, они зачастую идут на хитрость. Скажем, можно указать на границе минимальную комплектацию машины, чтобы заплатить таможенный сбор в меньшем размере и таким образом существенно сэкономить. В результате подобных махинаций таможенная стоимость автомобиля оказывается ниже реальной, а при пересечении границы ценник резко взлетает вверх.
Как отмечают участники рынка, таким способом заработать побольше часто пользуются "серые" импортеры люксовых марок автомобилей. Скажем, из 243 автомобилей Bentley, пересекших российскую границу в минувшем году, только 236 штук были ввезены и затем проданы официально. Из 75 ввезенных в РФ машин Maserati официально было продано 64 авто.
В то же время, по данным экспертов, и само понятие средней таможенной пошлины можно считать весьма условным, ведь она рассчитывается для автомобилей самых разных ценовых категорий.
По данным статистики, средняя таможенная стоимость одного автомобиля, ввезенного в прошлом году в Россию, составила 13 тыс. 483 долл., что выше показателя предыдущего года примерно на 10%. При этом среднерыночная цена иномарки в нашей стране сегодня достигает 20 тыс. долл.
По информации агентства "Автостат", в настоящее время наиболее высока таможенная стоимость автомобилей таких марок, как Maybach (461,21 тыс. долл.), Rolls-Royce (361,50 тыс. долл.), Lamborghini (210,91 тыс. долл.), Ferrari (210,09 тыс. долл.) и Bentley (200,55 тыс. долл.). Высока и цена декларирования машин Аston Martin (158,41 тыс. долл.) и Maserati (115,03 тыс. долл.).
Самая низкая цена декларирования — у японских автомобилей Daihatsu — 3 тыс. 247 долл. Невысокой таможенной стоимостью обладают также машины BYD (6,5 тыс. долл.) и Chery (порядка 11 тыс. долл.).
Автодилеры подтверждают, что рост стоимости импортируемых авто в России может достигать от 60% к их таможенной стоимости. "Таможенная стоимость автомобиля – это инвойсная цена автомобиля плюс доставка до границы РФ, – поясняет председатель Российской ассоциации автодилеров и совладелец компании Genser Игорь Пономарев. – Чтобы из нее получить стоимость автомобиля, необходимо добавить таможенную пошлину (с учетом адвалорной составляющей около 25%), доставку до дилера, коммерческие расходы представительства на территории РФ и плюс на всю эту сумму НДС – 18%".
"Итого добавление к инвойсной стоимости в зависимости от марки автомобиля и объема двигателя может варьироваться от 55-78%", - констатирует специалист. После всех этих надбавок дилеры добавляют наценку в размере еще 4-6% от начальной цены.
Примечательно, что даже со строительством в России автомобильных заводов стоимость производимых на них иномарок не снижается, хотя, казалось бы, за счет экономии на доставке и логистике ее можно было несколько уменьшить.
Как заметила директор по связям с общественностью General Motors Russia (завод этой компании вот-вот будет введен в Петербурге) Ирина Калашникова, расположение производства не влияет на колебания цены. По ее словам, "производство автомобилей в России снизит сроки поставки и наши покупатели смогут быстрее получить свои машины", однако "никаких акций по повышению или снижению цен не планируется".
Ей вторит директор отдела маркетинга "Ниссан Мотор Рус" Юрий Самойленко, по мнению которого, в ближайшее время новые заводы в России будут заинтересованы в том, чтобы не допускать снижения цен. "Инвестиции в завод большие, при этом производство окончательного продукта сильно не удешевляется: относительно небольшие объемы производства (пока), много или почти все импортные комплектующие (пока), незначительная доля стоимости рабочей силы в конечном продукте, - пояснил он. - Поэтому для возврата инвестиций заводы и вынуждены поддерживать пока те же цены".