Образование будущего: инструкция по изготовлению Буратино
Опыт работы приемных комиссий петербургских вузов в 2016 году показывает, что среди поступающих есть довольно много тех, кто выбирает профессию самостоятельно. На первый взгляд, эти абитуриенты не всегда действуют рационально, исходя из неких идеализированных, с точки зрения родителей, представлений о будущих профессиях. Парадокс в том, что именно такой выбор абитуриентов в итоге может оказаться самыми прагматичными. В нынешних экономических реалиях цель образования — не производство готового узкопрофильного продукта для рынка труда, а создание качественной заготовки с максимально широким диапазоном применения.
На примере нашего факультета можно выделить две группы абитуриентов, которые показывают два принципиально разных подхода к выбору профессии. Первая — это те, кто выбирает ее самостоятельно. Как правило, у таких абитуриентов есть четкие представления о том, чего они хотят от жизни. И родители здесь играют важную, но не главную роль.
Вторая группа — это в основном те, кто приходит учиться на платной основе. На нашем факультете их примерно 50%. Здесь процесс принятия решений устроен несколько сложнее. Эти абитуриенты приходят в приемную комиссию, подают заявления на три факультета, а уже потом принимают окончательное решение. Процедура осложняется тем, что фактическими покупателями образовательной услуги выступают родители, которым хочется понимать, за что они платят и насколько верный выбор делает ребенок.
В чем прежде всего проявляется влияние родителей? В том, например, что ежегодно мы видим большое число желающих поступать на специальности, так или иначе связанные с госслужбой. Родители исходят из собственных представлений о рынке труда. Они рассуждают практически: госслужба не исчезнет до тех пор, пока существует государство, что повышает шансы на трудоустройство. Эту идею они стремятся донести до своих детей.
Впрочем, существует и другой подход — ежегодно мы видим гигантский спрос на творческие профессии, которые зачастую не так широко востребованы на рынке труда. В нашем вузе, например, довольно большой спрос на политологию, хотя вакансии «политолог» в принципе не существует. То же самое касается и социологии, и набирающей популярность модели образования Liberal Arts (так называемый многопрофильный бакалавриат).
Полагаю, что выбор творческой профессии — это как раз тот случай, когда решение принимают сами абитуриенты. Родители, конечно, предпочли бы более прагматичный выбор, когда заранее ясно, кем человек будет после окончания вуза — например, бухгалтером, юристом или госслужащим. А такие профессии, как политология, социология или журналистика — это, с точки зрения большинства родителей, зона повышенного риска.
Почему принимаются такие решения и насколько такой подход в принципе оправдан? С одной стороны, можно сказать, что всему виной — романтизированные и не очень практичные представления молодых людей о тех или иных профессиях. С другой стороны, есть еще одно, не менее важное обстоятельство — такой выбор обеспечивает более гибкий и широкий горизонт возможностей на выходе. И с этой точки зрения, выбор так называемой творческой профессии представляется вполне прагматичным — в том числе и с точки зрения будущего трудоустройства.
Нельзя забывать, что рынок труда не статичен, и в этом смысле нынешние дети живут совсем в другой эпохе, нежели та, в которой жили их родители, бабушки и дедушки. Они всю жизнь работали по одной профессии, а нередко и на одном предприятии. Сегодня профессии появляются и исчезают гораздо быстрее, чем это было раньше. Завтра роботы заменят, например, бухгалтеров и целый класс специалистов окажется невостребованным. Поэтому для будущей конкурентоспособности важно выйти на рынок труда не столько специалистом в какой-то узкой области, сколько человеком с гибким умом, широким кругозором и знаниями в какой-то области.
Главный навык, который обеспечит конкурентоспособность нынешнему студенту, — умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Не стоит надеяться, что неопределенность, о которой сегодня так много говорят, когда-нибудь исчезнет. Неопределенность — это базовое условие любого рынка. Важно, чтобы люди, которые выходят на рынок труда, воспринимали эту неопределенность как должное.
Единственный способ адаптироваться к неопределенности — непрерывное обучение, которое не заканчивается с выдачей диплома. Никто не приходит к работодателю после окончания вуза на сто процентов готовым занять место опытного работника. Работодателю важно получить не полено, из которого он будет делать Буратино, а уже готового Буратино, из которого на рабочем месте будут «выстругивать» высококлассного специалиста.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции